Найти тему
16,2K подписчиков

Про отца. Шофёры 70-80-х. Часть1.

1,5K прочитали
В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.   Мой отец Гусаров Геннадий Александрович. Человек, каких много, было и есть в нашей огромной стране.
В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.

Мой отец Гусаров Геннадий Александрович. Человек, каких много, было и есть в нашей огромной стране. Простой человек со своими взлётами и падениями. Про него и будет рассказ.

Осталась за плечами Советская Армия (72-74гг). Где я, как полагается, отслужил в автороте. После армии понесло меня не в ту степь, ну и закономерный итог: две ходки за забор. После второй в 1978 году вернулся, и твёрдо решил: всё хватит жизнь в пустую жечь, надо за ум браться!

Попробовал в заводской наш гараж на работу устроиться. Как положено рано утром пришёл и сразу к механику, он первый был в цепочки, кто людей на работу принимает. Молча и внимательно мои документы он просмотрел.

-И какие фортели от тебя ждать Геннадий свет Александрович?

-Никаких, уж с дисциплиной меня за последние несколько лет хорошо познакомили, в общем я работать пришёл, жизнь пора нормальную налаживать.

-Вериться, но с трудом, ладно пиши заявление, я подпишу, а после уже и к начальству иди.

А дальше была комиссия, инструктаж от того же механика, и вот передо мной старенький, пошарпанного вида ГАЗ-53. Дали мне день, так сказать, на ознакомление. Я и спорить не стал, день так день, ГАЗона на яму, по-хорошему ему бы ремонт нужен, не капитальный, но всё-таки. За день много не сделаешь, но профилактику я машине хорошую дал.

ГАЗ этот был «хозяйкой», чисто по городу работал, увези-подвези. На нём никто долго не задерживался. Либо сами уходили, или водителя переводили на другой автомобиль. Короче по престижности этот ГАЗ-53 был на самом последнем месте, ну и заработок на нём соответственный.

Ну а мне же не до жиру, мне себя показать надо с хорошей стороны, раз уж решил новую, нормальную жизнь строить. Ну так получилось, что я на этом автомобиле задержался аж на два года! И при том без малейшего замечания.

Гараж был большой, грузовиков много, ЗиЛы, КамАЗы, многие шофёры по командировкам ходят. Завидовал я им конечно сильно, и всё мечтал, когда же и меня на нормальную машину переведут. Но к механику я с таким вопросом не лез, мужик он нормальный, почему-то уверенность у меня была, что даст он мне нормальный грузовик.

В то самое время чехи строили при нашем заводе ЦХП (цех холодного проката) из металла делали плитку, после покрывали её какой-то цветной плёнкой, и по городам развозили. Но это в дальнейшем. А пока только стройплощадка, где грязь и снег вперемежку по колено.

Корпуса были уже готовы. А внутри чехи сами все делали. И вот к этим иностранцам меня и прикрепили. Привези-увези. Корче был я на том объекте как бы на посылках, машина-то у меня «хозяйка». Работаю, как положено, не выпячиваюсь ну и не сачкую. Прошло полгода, весна наступила.

Как бы я не старался машину беречь, но всему приходит придел. Вот и на моём ГАЗоне в один прекрасный день застучал движок. Снял я его, да и сдал в моторный цех. Машину подшаманил, много ли ГАЗику надо, хожу по гаражу, гайки пинаю из угла в угол, жду когда мотор сделают.

А чехи уже и потеряли свою «хозяйку», по-моему человека три из них в гараж на разговор прибыли, я сам его краем уха слышал (на русском они хорошо разговаривали).

…-Вы нам машину назначили?

-Да конечно.

-А где она?

-Так машина старая, в ремонте она.

-А почему у вас такие старые грузовики, которые очень на долго ломаются?

-Какие есть.

-Вы что не можете себе позволить современный грузовик, у вас страна много их выпускает…

Ну тут наше начальство начало лекцию о системе распределения, о каких-то там фондах и прочей фигне, в которой я не разбираюсь.

…-Мы можем командировать сюда чешских шоферов.Но им придётся платить большие командировочные. Нам проще чтобы работали ваши шофёры…

Дискуссия шла ещё долго, всю я её не слышал. А на следующий день меня отправили на неделю в отпуск. Возвращаюсь из отпуска, а в гараже стоят три грузовика «Прага» которые чехи в это утро нам прислали. Один седельный тягач, второй бортовой, третий тоже бортовой но с кабиной от АВИА.

Полюбовался я этим заморским автопромом, да к своему ГАЗону подался. Ковыряюсь со своим ГАЗиком, двигатель поставил, мелочёвку устраняю. Подходит ко мне механик:

-Пошли со мной.

-Куда это?

-Машину будешь принимать.

А как же моя?

-А твоя, пока будет стоять, так сказать в запасе, -осклабился он.

И подводит меня к «Праге» которая тягач, а на ней номера чешские. Я глазам своим не верю, пошутил, наверное, механик.

-Ну вот тебе и серьёзный грузовик, смотри, привыкай, полуприцеп для него на стоянке стоит. Будешь также у чехов работать, кстати, приглянулся ты им вот они за тебя и замолвили слово перед начальством. Смотри Гена не подведи.

-И в мыслях нет! Спасибо!

-Да ладно тебе. И ещё: скорее всего, будешь ты в Чехословакию ходить, но об этом, чтобы в гараже никто не знал, язык за зубами держи!

В общем, знакомлюсь я с «Прагой», вот тебе раз! Мотор воздушного охлаждения, шестёрка, короче половинка двенадцатицилиндрового Татровского дизеля. Ну что сказать по сравнению с ГАЗ-53 это что небо и земля! На спидометре всего-то 16000 км, можно сказать новая машина!

По месту маленько поработал. К машине привыкая. Коробка 5-ти ступка. Резина как на ЗиЛ-130, 260х508. В кабине 2 спальника, и мощная автономная печка. Зимой можно в трусах спать. Машина не очень скоростная, но зато тяговитая.

Единственное что дымила она на нашей солярке, не сильно, но было, особенно когда перегазовку делаешь. Бросит черноту и поддымливая в горку идёт. Причём у бортовой «Праги" точно так же было.

Полуприцеп новый, ОдАЗ фургон 8,5 метров, на военный похож, с закруглённой крышей. Его я обслужил, ступицы снял, смазки добавил, протянул всё что можно, ну и: «готов к труду и обороне»! Стал я на этой «Праге» так называемую почту туда обратно в ЧССР возить.

От нас чехи отправляли к себе домой электротовары (вафельницы, вулканизаторы, утюги…). Всё законно с документами, типа всё куплено на зарплату.

А обратно я им вёз товары для личного использования. Хотя на кой фиг им в командировке хрусталь и сервизы, ясное дело для продажи, у нас, это же дефицит! А ещё отправляли они такую невидаль как детские подгузники и средства женской интимной гигиены. Рисковали чехи, но отправляли.

Это сейчас всё в любом магазине есть, а тогда в самом начале 80-х про такое многие даже и не слышали у нас. После первых рейсов вызывают меня в горком партии, в кабинет без всякой таблички, на двери просто цифра 3 прикреплена. Его так и называли «кабинет №3». За столом молодой парень в костюме и при галстуке, перед ним на столе бумаги какие-то, и две папки, одну он в руки взял.

-Проходите, садись, ах да, не садись, а присаживайся, так же у вас говорят.

-Говорили. –ну думаю вот и конец моей работе с чехами!

-И как мы тебя такого заслуженного, с двумя ходками, пропустили мимо себя, не пойму.

-Да когда это было, да я же…

-Знаю, статьи у тебя не тяжёлые, но факт остаётся фактом. Ну что товарищ Гусаров делать будем? – и слово товарищ, а не гражданин, он как-то подчёркнуто сказал.

Вижу ох и хитёр начальник, хоть и молод, одним словом чекист! Я-то тоже про кабинет №3 наслышан.

-Вам решать, от моего желания, как я понимаю, почти мало что зависит. –хитрю я, понимая куда этот молоденький начальник клонит…

В общем с первого же рейса привёз я коробку дефицита всякого заморского. А в обмен получил зелёный свет в загранку, и очень серьёзного покровителя в его лице!...

Продолжение следует.

Автор сюжета Григорий Гусаров.

***

Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!

Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.