Найти тему

Речь и высшие психические функции.

Пройдемся немного по понятиям.

Речь - это высшая психическая функция (ВПФ), которая является основным средством выражения мысли. Основные ВПФ у ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) развиваются через речь.

Речь является сложной и многоуровневой функциональной системой. В процессе онтогенеза она становится не только средством коммуникации, но и средством познавательной деятельности.
Различные формы патологии речи, связанные с поражением ЦНС в ранние возрастные сроки, оказывают отрицательное влияние на формирование других ВПФ, искажая и задерживая их (А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Т. В. Ахутина, Т. Г. Визель, Р. С. Немов, Е. И. Кириченко, М. Г. Храковская, С. Л. Рубинштейн, Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Л. Р. Давидович и др.).

Речевые расстройства являются проявлением нарушений высших психических функций. Дети, страдающие нарушением психического и речевого развития, представляют наиболее сложную в клиническом отношении группу, которая в медицине рассматривается в рамках пограничных нервно-психических расстройств.

ЗПР (задержка психического развития) – замедление нормального темпа психического развития. Страдает познавательная сфера. Выражается в снижении объема внимания и памяти, незрелости мышления, низкой целенаправленности и слабой саморегуляции, быстрой утомляемостью в интеллектуальной деятельности, задержке развития эмоциональной сферы.

ОНР (общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы при нормальном слухе и интеллекте. При ОНР нарушены все компоненты речи: - звуковая - лексическая - грамматическая - связная речь
- фонематическое восприятие - слоговая структура слова.
А также неречевые компоненты: внимание, память, мышление, восприятие, общая и мелкая моторика.

-2

Речь ребенка развивается в процессе совместной деятельности со взрослым, на основе неречевого, а затем и речевого подражания при условии достаточно зрелой нервной системы головного мозга!