Найти в Дзене
Триггер Школа

Предательство/Любовь. Триггер Школа. Ташкент. Зима 1944 года.

Те, кто не жил в Ташкенте, а только слышал про среднеазиатскую жару, не знают, что зимой бывает очень холодно. Но холод другой, не такой, как скажем в Москве. Он пронзительный, проникает к тебе за воротник и под пальто, сковывает холодом ноги. И не поможет такое, что ты побегал, подвигался и все – тебе тепло или даже жарко.

Фотография взята из открытых источников интернета
Фотография взята из открытых источников интернета

Случилась эта история в поселке, недалеко от Ташкента во время Великой Отечественной Войны.

Зима 1944 года выдалась холодная и длинная. В школе полы были земляные, а обувь, да что там за обувь была – кто во что горазд. Сапоги или ботинки были только у нескольких учеников в классе, остальные дети приходили в школу в намотанных на ноги тряпках и поверх надевались либо резиновые галоши, либо куски резины, чтобы меньше промокали эти тряпки.

Фотография  из открытых источников интернета. Вот так выглядят ону́чи
Фотография из открытых источников интернета. Вот так выглядят ону́чи

В классе было хоть и холодно, но всё же теплее, чем на улице, и тряпки на ногах становились мокрыми.

Учительница у нас была строгая, но очень добрая. Звали её Ида Моисеевна, она была еврейка. Класс был многонациональный: учились русские, корейцы, узбеки, татары, казахи, таджики, евреи. Был даже один испанец, Алберто, но мы его звали, почему-то Али.

Дети на сборе хлопка. СССР. Фотография из открытых источников интернета
Дети на сборе хлопка. СССР. Фотография из открытых источников интернета

Ида Моисеевна была у нас со второго класса, а первая учительница в конце года стала кашлять, а после того, как сходила с нами, малышами несколько раз в октябре на сбор хлопка в дождь и слякоть, совсем слегла и через несколько дней померла.

«Ребята, - говорила Ида Моисеевна, - разматывайте свои онучи и вешайте на веревку»

Фотография из открытых источников интернета
Фотография из открытых источников интернета

Так же наша учительница придумала, чтобы мы попросили у родителей рукава от старых, изношенных пальто, ватников или кофт. Тряпки мы вешали сушиться, а на ноги надевали рукава. Это чувство, когда онемевшие от холода ноги постепенно согревались и начинали покалывать, я не забуду никогда.

Фотография из открытых источников интернета
Фотография из открытых источников интернета

Но эти воспоминания перемешиваются с противоречивым чувством. С одной стороны такая благодарность к ней за эту заботу, а с другой – ненависть. Ненависть к ней я должна была, по идеологии того времени испытывать, потому что однажды во время урока открылась дверь, вошёл директор и пригласил Иду Моисеевну выйти, а потом мы смотрели в окно, прижавшись носами стеклу, как люди в длинных кожаных пальто, помогали садиться в Черный воронок нашей любимой учительнице.

Черный воронок. Фотография из открытых источников интернета
Черный воронок. Фотография из открытых источников интернета

И хоть это слово не было произнесено, но оно прямо витало в воздухе, было материальным, щекотало в носу, лезло в глаза, и они наливались слезами, звенело в ушах щелчком затворов. Вот так у меня со школой связано такое противоречивое чувство любви к «предателю Родины».

Фотография из открытых источников интернета
Фотография из открытых источников интернета

Так возник запрет на любовь и ненависть к себе из-за того, что я полюбила «врага народа» и за то, что я предавала одновременно и весь народ (потому что я любила «предателя»), и предала мою любимую учительницу, потому что я не могла не считать ее «врагом народа»

Фотография из открытых источников интернета
Фотография из открытых источников интернета