С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально выгнала за применение термина «подсознательное», которое, мол, в психологии давно не применяется. (Я потом-потом наткнулся, что правильное слово «сверхсознательное». И что мне было делать в обоих случаях: засесть на сколько-то месяцев и приняться заменять слова в каких-то тысячах статей? – Я – автоматом – поставил на каждый файл предупреждение, что у меня слово «подсознательный» неверное, но ни заменять я его в прежних местах, ни применять верное в будущем не буду. И на том успокоился.) Зато не успокоился со взглядом на разбор с точки зрения «есть ли текстовые следы подсознательного идеала»: стал заставлять себя в эту сторону сворачивать просто каждый раз. Надоесть могу, но рискую и продолжаю.
И с этой точки зрения биографизм для меня выглядит негодным притворством выставить себя культурным, когда настоящей культуры нет.
И вот я натыкаюсь, кажется, на случай, когда биографизм мне может помочь. «Кажется» я написал потому, что мне так забрезжило. А когда забрезжило, я обычно и начинаю писать: чтоб процессы осознания и написания совпадали.
Эта поэтесса единственная, кто разыскал меня, чтоб увидеть лично и поговорить вживую. И я вынуждено вступил с нею в личное общение, чего обычно избегаю, чтоб быть свободным в разборах. Она потом всё равно изгнала меня из фейсбушных друзей, когда я ей публично предложил покаяться за то, что она вступила в «Мемориал».
«В декабре 2021 года российские власти ликвидировали российские юридические лица «Международного Мемориала» и Правозащитного центра «Мемориал». Представители организаций сообщили, что обе организации продолжат свою работу без юридических лиц» (Википедия).
Я ей предложил покаяться за много лет до того.
И вот я сегодня натыкаюсь на её стихотворение 1988 года:
Не хочу` Не бу`ду. Не услы`шу. 3
Ви`жу 1
на Луне`сиди`т соба`а. 3
Во`ю. 1
Потому` что я зары`та под Лунно`ю. 3
Обо мне` шумят солда`ты в артполку`. 3
Строю и`з себя кове`р самоле`тный. 3
Чтобы сы`ну подари`ть — после жи`зни. 3
Чтобы о`н не стал ар`тиллери`стом. 3
Улете`л чтобы туда`, где нет в поми`не 3
ни око`пов, ни снаря`дов, ни отва`ги — 3
только ма`ма, только бо`ль ее о сы`не, 3
только ма`ма... 1
Р. S.
В прошлой жи`зни я была`
зенитной пу`шкой, 3
ни оди`н не пропусти`ла самоле`т, 3
где в прице`л глядели сле`по вражьи де`ти… 3
Потому` люблю ковры` в бездонном не`бе. 3
Нич-чего не понимаю. В том числе и эстетической ценности. Есть только две ощутимые рифмы: Вою – Луною и помине – сыне. Верлибр, похоже. (Число ударений приписываю в стих справа.) Верлибр как таковой выражает свободу.
Здесь явно выражает раздрай душевный. В 1988-м нарастала угроза гражданской войны*. А она противопоставляет ей такую общечеловеческую ценность, как пацифизм. (Я-то быстро понял, что под видом общечеловеческих ценностей протаскивают западные.) В данном случае стихийно исполняется методичка по цветным революциям Шарпа: пока армия и власть сильны, надо быть против насилия. В 1988-м ещё были сильны.
Что пацифизму соответствует?
«Вражьи дети» это немецкие лётчики в ВОВ. Оболваненные – «глядели слепо». Их сбивание теперь вызывает жалость и желание, чтоб вместо военных самолётов в небе летали «ковры»-самолёты.
В 1988-м ей 37 лет. И не кончена ещё Афганская война. Если у неё есть сын, он вскоре на неё пойдёт, если нет, она может вжиться в соседей. Она не хочет войны («Чтобы он стал артиллеристом»). Чтоб он что-то в небе сбивал – там-де одни мирные ковры-самолёты в будущем, «после жизни» её. Но страшнее – угроза гражданской войны. Чёрт знает, на какой стороне будут соседи. Отсюда общее настроение раздрая.
И мне вдруг стало ясно, почему из-за специальной военной операции на Украине удрали Пугачёвы и Галкины и иже с ними. Это ж как я в 2014 радовался, что судьба меня спасла от возвращения на Украину. Я ж себя презирал бы за необходимость молчать. Мне – молчать! Когда я даже в СССР не молчал. Но в СССР не было фашизма. – Я ж, вернись я на Украину, не знал бы, как мне себя вести с соседом по лестничной клетке, большим чином милицейским. Милиция ж обеспечила сжигания 48 одесситов 2 мая 2014 года. Пусть я вряд ли б активничал против украинской власти. Но… КАК мне было б неуютно смотреть в глаза людям, зная, что надо избежать толков о политике.
Стихотворение хорошо выражает раздрай. И я б не смог сделать никакой его оценки, не будь я с автором в личных отношениях когда-то.
Подсознательный ли идеал её вдохновлял? Думаю, нет. Она глубоко прозападный человек с ценностью вседозволенности, раз так точно выбрала верлибр, «занявший довольно широкую нишу в западной, в частности — англоязычной, поэзии XX века» (Википедия).
Признаки экстремизма для меня у неё проявились позже (см. тут, тут и тут). И уж он был подсознательным.
Хотя…
Неприятие преходящести индивидуальной жизни уже в 1988-м отдаёт ницшеанством:
Дымков горчащий шепоток,
Мигренью схваченный висок…
Боль листопадов мне знакома.
Я лист, оторванный от дома.
Здесь, у чужой ограды сада,
октябрь – пастух и зверолов –
вгоняет лиственное стадо
в озноб костров.
13 июня 2022 г.
*- Не было в 1988-м угрозы гражданской войны.
- Просто факты:
«23 ноября грузинские националистические движения попытались провести митинг в столице автономной области — городе Цхинвали, для чего из разных районов Грузии сюда прибыли до 50 тысяч человек. Однако грузинская колонна была остановлена у въезда в Цхинвали и после 2 суток противостояния была вынуждена повернуть обратно. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые активно вмешались внутренние войска МВД СССР…
…столкновения резко активизировались, началась блокада автономии. Более 10 тысяч человек бежали из Южной Осетии в Северную (еще около 30 тысяч осетин покинули внутренние районы Грузии)» (https://military.wikireading.ru/14446).
«1985
12 января
в г. Душанбе (Таджикская ССР) около кинотеатра вспыхнула драка между группой таджиков и «лицом некоренной национальности». Подогреваемая националистическими выкриками, толпа организовала массовое избиение русских, отлавливаемых в районе кинотеатра. С обеих сторон в потасовках участвовали до 700 чел.
Май
драки между русской и местной молодежью в г. Рига (Латвийская ССР). В конце года драка в г. Тарту (Эстонская ССР).
1986
Март
столкновения на межнациональной почве между группами русской молодёжи и студентами-якутами Якутского госуниверситета. Первое имело место на Тёплом озере, затем конфликт охватил весь город и продлился 3 суток…
17-19 декабря
декабрьские события Казахской ССР («желтоксан»): массовые беспорядки на улицах г. Алма-Ата после снятия с поста 1-го секретаря ЦК местной КП Д.А. Кунаева и назначения Г.В. Колбина, русского по национальности, не имевшего до того никакого отношения к республике. Организованы при содействии партийных структур. Выброшены лозунги самоопределения ССР (в т.ч. «казахскому народу — казахского лидера»), против «русского великодержавного шовинизма», предпринята попытка штурма здания ЦК. В результате вмешательства войск и милиции убито 2, за помощью в медучреждения обратились свыше 1000 чел., 235 госпитализированы. Более 2000 демонстрантов задержаны. Волнения также отмечались в гг. Джезказган, Павлодар, Караганда, Талды-Курган, Аркалык, Кокчетав, Чимкент, но там обошлось только задержанными.» (https://afanarizm.livejournal.com/194601.html).
Я прекратил дальнейшшее цитирование, ибо стало скучно.
14.06.2022.