Все учителя безумны, или Сумасшедший Шляпник
Все учителя безумны. Потому что они – хранители времени. Время просыпается как песок сквозь пальцы, его нельзя умилостивить, остановить, или хотя бы притормозить. Нормальные пускают по волнам времени утлый челн, в который сажают своих потомков. Доплывут ли, кто знает.
Ненормальные плывут на большом пароходе «Великого Учения» вместе с учениками. Волны плещут о борт: революции, контрреволюции, реформы…. Корабль плывет вперед и работает в прежнем режиме. Пассажиров надо довезти и высадить на берег с аттестатами и дипломами. Раньше был и «волчий билет»: прослушал, мол, школьный курс, но аттестата не достоин. Все равно, что за борт выбросить. В нынешние гуманные времена такого не делают, коли не сумел доучиться, то это не ты сам виноват с нетопырками-родителями, а школа.
И сегодня учителя по-прежнему хранят время. Таблица умножения все та же. И закон Ома. И Великая французская революция дату не поменяла. Все то же и по кругу. В этом учителя схожи с персонажем Льюиса Кэрролла из «Приключений Алисы в стране чудес"– безумным Шляпником.
Этот персонаж со всеми другими вымышленными существами, впервые появляется в романе Кэрролла в седьмой главе– «Безумное чаепитие", Алиса натыкается на Шляпника, пьющего чай с Мартовским зайцем и Соней. Шляпник объясняет Алисе, что они всегда пьют чай, потому что, когда он пытался петь для вспыльчивой Королевы Червей, она приговорила его к смерти за "убийство времени", но он избежал обезглавливания. В отместку Время (именуемое Шляпником "он") останавливает себя по отношению к Шляпнику, заставляя его застрять в 6:00 вечера (или 18:00) навсегда.
Когда Алиса приходит на чаепитие, Шляпник меняет места на столе в любой момент времени, делает личные замечания, задает неразрешимые загадки и читает бессмысленные стихи, и в конечном итоге прогоняет Алису.
Эти симптомы характерны для всех учителей. Не соблюдает порядок, например, может спросить в любой момент даже, если ты вчера ему отвечал. Вот ведь гад! Замечания личные делает, может и дураком (дурой) обозвать. Нехороший человек. Задает неразрешимые загадки. Ну, какому нормальному человеку в реальной жизни может понадобиться география, например? Какой в ней смысл? Придешь в аэропорт, там тебя и отвезут, куда надо современные извозчики. Были бы деньги. И зачем тебе ЕГЭ, если ты в ларьке после школы будешь булками торговать?
Правда, никому не нужные стихи читает только русичка. Но и остальные по части бессмысленных утверждений тоже мастера. Разве что не в рифму говорят. Но послушаешь и у всех одно: зы-ы, зы-ы, как муха надоедливая жужжит. Муха жужжит, а ты ее не понимаешь потому, что жужжите вы на разных языках. Так и учителя, ссылаются на книги, которые ты не читал, на фильмы, которые не смотрел, примеры, которые не знаешь… Сплошное зы-ы-ы!
Помните, как Алисе представляли пудинг. «Пудинг, это Алиса» – «Алиса, это пудинг. Вот вы и познакомились, теперь вы друзья. Унесите пудинг, мы не можем есть наших друзей». Так и не пообедал бедный ребенок.
Загадка Безумного Шляпника кроется еще и в том, что его характер является визуальным воплощением редкого заболевания. Болезнь под названием меркуриализм описывает отравление ртутными парами. Поражение веществом фиксировалось в 19 веке у работников, производящих шляпы. Нитрат ртути применялся для размягчения шерстяной материи при изготовлении фетра.
В помещениях не хватало свежего воздуха, нервная система работников подвергалась поражению, и симптомы отравления становились очевидными. Люди испытывали галлюцинации, чрезмерную эмоциональность, проблемы со зрением и слухом. Окружающие воспринимали их как умалишенных или безумцев, что дало повод для появления поговорки «as mad as a hatter» – «безумен, как шляпник».
В современной школе паров ртути не наблюдается. Впрочем, роль ртутных паров вполне успешно выполняет атмосфера дружеского серпентария, то есть коллектива дорогих единомышленников. Коллег. Ведь слова в простоте не скажи! Тут же донесут. Потому умные люди разговаривают по душам только с проверенными друзьями и за закрытыми дверями. С остальными – о моде и погоде. Можно еще о здоровье. О спорте… ну, мы не англы. Лучше о здоровье. Тема благодарная, был бы человек, а болезнь найдется.
Хотя бывают и неядовитые коллективы, в школе практически нет, а в вузе встречаются. Ангельская обитель.
Кэролл писал свой роман в далеком благословенном 1865 году. Лепота по нынешним временам. «Нервная система работников подвергалась поражению» – это ведь только про шляпников. Нервная система учителей подвергается поражению беспрерывно. И дело даже не в учениках, ученики – знакомое зло вроде шторма и качки, к которым привык в силу профессии. Бесконечные реформы образования, вот источник нервных заболеваний. Представьте, что ваш кораблик помимо шторма, попыток бунта на корабле, внутренних противоречий, нехватки топлива еще и сверху бомбят периодически. От авианалета к авианалету живем. Так ведь и потонуть можно.
И системы в налетах нет. Ни-как-кой. Никакой системы. Да, прав был Гоголь Николай Васильевич: «Нет хуже идти по ученой части, всякий лезет, всякий хочет показать, что он тоже умный человек».
Не ругайте учителей. Как там писали в американском синема, когда показывали немое кино под аккомпанемент рояля? «Не стреляйте в пианиста, он играет как может».