Найти тему
Реальный театр

Великий русский дуализм

Все знают что обозначает двуглавый орел на гербе России. Наша страна всегда смотрит в разные стороны и разрывается от противоречий. В сфере культурной политики это всегда демонстрировалось нагляднее всего: при поддержке минкульта выходил и "Левиафан" и "Легенда №17", и оба были неплохо приняты российской публикой.

Казалось, что сейчас точки на "ё" будут расставлены четче - все-таки сейчас дуализм становится слишком опасным, потому что мешает объединению вокруг конкретной цели и идеи. Не могу говорить обо всех искусствах, но в театре никаких чудес не произошло.

В первые месяцы заигрывания с либералами были прекращены довольно радикально: в Новосибирске отменили фестиваль, в котором должен был участвовать спектакль "Юдифь" Павловича, где актриса Катя Таран пела песни на украинском, пьесы Вырыпаева (драматурга, который объявил, что будет все выплаты русских театров отправлять на помощь Украине) быстренько поснимали из репертуаров, даже "Золотая маска" - оплот театрального либерализма, поначалу прогнулся и выкинул из программы тот же "Юдифь" и "Дания тюрьма" по пьесе Аси Волошиной (еще одна представительница драматургии, которая выступила с явным протестом). Дальше - больше. В региональной программе "ЗМ" по мимо прочих участвовал спектакль "Пьяные" БДТ по одноименной пьесе Вырыпаева - и его тоже убрали из программы. Спектакль Тимофея Кулябина - режиссера, который уехал из России и тоже внятно выступил против спецоперации, убрали из программы фестиваля "Радуга" в Санкт-Петербурге.

Смятение внесла церемония вручения "Золотой маски". Ее перенесли в онлайн, чтобы избежать эксцессов, но в итоге вручили награду, например, Дмитрию Крымову, который уехал в США и передал антивоенное письмо через Цыганова. Как при этом Сбер, Минкульт и Фонд Прохорова продолжили финансировать фестиваль - большая загадка. Вернемся к региональной программе - например, в Нижнем Новгороде "Пьяных" заменили на спектакль "Школа жен" театра Маяковского, спектакль Карбаускиса, который покинул театр на фоне антивоенной позиции, да и еще и с участием Дмитрия Быкова - одного из самых оппозиционных литераторов в стране. Ну не бред ли?

В этом смысле позиция либералов куда более внятная. Закрытие фестиваля "Точка доступа", уход с поста директора ЦИМа Елены Ковальской, отъезд Кулябина, Хаматовой и Бетехтина из России - понятные жесты, которые не вызывают вопросов. Так к чему же фестивали, которые проводятся за счет государства, ведут себя так, как будто еще есть смысл заигрывать заигрывать с сообществом, которое не готово встать сейчас на сторону государства?