Я очень люблю играть на фортепиано, и с удовольствием поделюсь с вами удивительной историей о том, как я научился играть на нем сам, без единого урока в музыкальной школе или с репетитором.
Эта история началась пятнадцать лет назад. К тому времени я жил с четким пониманием: при всем желании, музыкальное образование мне не светит, в музыкальную школу идти поздно, а больше никуда и не возьмут. Тратиться же на платного репетитора желания и возможности не было. И в один прекрасный день мы случайно нашли по объявлению пианино - с доставкой 30$.
Здесь нужно отвлечься и сказать о моих отношениях с фортепиано. До этого всю жизнь я обожал две вещи: слушать, как на нем играют другие и представлять, как я играю сам, когда за него садился. Всегда звук от клавиш этого мощного, громкого и универсального музыкального инструмента задевал лучшие струны моей души: в детстве внутри меня словно переливалась вода, когда я стал старше - по телу бегали мурашки, а после 17 стал просто ощущать, что наслаждаюсь звуками, и что ф-но - инструмент моей несбыточной мечты. Я хотел бы научиться на нем играть - но понимал, что вряд ли это реально.
- Если что, порубим на дрова! - c этими мыслями я принял решение о покупке, ощутив сильное волнение внутри: в тот день я понял, что сделал что-то очень важное и правильное.
Оно оказалось большим, с лаковым черным покрытием. Грузчики еле затащили его наверх, и все сетовали на размер и тяжесть - дескать, огромное, таких мы еще не таскали. Родители спрашивали, где ставить - я уверенно сказал "в моей!" и снова не прогадал.
Ажурная надпись "Октава" посередине ни о чем мне не говорила. В голове висело четкое определение: "Сделано у нас - лажа". Тогда я даже представить себе не мог, как мне повезло.
Уже через день я вызвал мастера - настройщика. Он тщательно, больше часа настраивал инструмент, а в конце похвалил его: сказал, что звук отличный, очень атмосферный, прямо как у рояля - на пианино не похожий. Я не выдержал, и поинтересовался, какая ему реальная цена. "Не меньше 150 долларов, а то и все 200!" - подумав, проговорил он, и уходя, так и не поверил, за сколько мы его взяли - уверял, что такого не бывает, и что мы его разводим.
Этот же мастер приходил ко еще не раз. Одна из клавиш запала, звук слегка расстроился. Закончив тщательную настройку, мастер сказал:
- Отлично инструмент звук держит у вас!
- В смысле? - спросил я, не понимающий в этом толком ничего.
- На 440 герц держит хорошо, говорю.
У каждой ноты есть свое точное низкое или высокое значение в частотном диапазоне. Так, если специальным прибором выдать звук на частоте 440 герц - это будет один в один идеальная нота "Ля" первой октавы. Соответственно, частота выше - ноты выше, и в другую сторону.
- Бывает, что инструмент на 440 настроить невозможно, - продолжал мастер, - от старости, от некачественного производства. Строишь "Ля" под 440, а когда остальные подтягиваешь, инструмент расстраивается. А тут отлично все, как новое! За сколько вы его брали? - не удержался, и задал он сакраментальный вопрос.
Итак, вернемся туда, где начался мой путь знакомства с этим волшебным инструментом.
Во-первых, я должен сказать, что, хоть и будучи ребенком, я четко понимал: волшебство на свете бывает, но проявления волшебства нужно заслужить. Не зная ни одной ноты, я понимал, что шансов у меня нет. Поэтому я не поскупился, и побежал по магазинам в поисках хорошего самоучителя. После нескольких трудов нашел книжку, про которую через два года занимающийся с моей сестрой репетитор сказала, что это лучший самоучитель из тех, что она видела в своей жизни, просила ее "спросить у брата, где он такую нашел" и "сколько за нее отдал".
Я с упорством взялся за книжку. Выучил самые популярные ноты (сейчас уже понимаю, что учить надо было ВСЕ) первой, малой и второй октав. С огромным разочарованием открыл я для себя басовый ключ - и с ужасом пытался понять: зачем сделали этот сдвиг по нотам, неужели нельзя было обойтись без него? Я читал теорию про ритм, темп, музыкальные термины, тональности и про диезы с бемолями. Я знакомился с длительность, и чем больше я читал, тем больше понимал: с листа я никогда (по крайней мере, в ближайшие лет 10) без дополнительной помощи играть не смогу.
Я распечатал для себя из книжки табличку с нотами, чтобы параллельно учить их и играть. На самом деле получается самообман: вместо учебы, я всего лишь ищу взглядом нужную ноту и запоминаю ее не так, как заучил бы от злости, после того, как в двадцатый раз отсчитывал бы какую-нибудь ноту.
И честно говоря, может быть, так бы все и забросилось, если бы не важный момент в моей жизни - фильм "Амели".
Посмотрев этот фильм, я, конечно, как и все, поразился классной идее. Тому, как фильм сделан, операторской работе, актерской игре и всему такому. Но музыке я поразился не так, как все, а гораздо сильнее.
Первым делом после просмотра фильма я полез искать в интернете score (композиторский саундтрек) к фильму, и знакомиться - кто же тот гений, музыка которого так сильно запала мне в душу?
Имя его знают практически все - знаменитый современный композитор, Yann Tiersen. Я написал, что музыка запала мне в душу сильнее, чем другим, не просто так. Моя любовь к этой музыке разделилась на две стадии. Как и многие из впечатлившихся, я закинул свежескачанный альбом в плеер и наслаждался им сутками - невероятный оптимизм, весенняя свежесть, одновременная легкость и какое-то очарование, очарование жизнью - вот что дарил мне альбом к "Амели". Когда я слушал его, я пел эту музыку внутри себя. Я выучил едва ли не каждую ноту в голове. Потом оказалось, что так и было - я узнал, что природа подарила мне абсолютный слух, о котором я ничего не подозревал все свои годы.
Вторая стадия моей любви к этой музыке выразилась в маниакальном желании научиться ее играть. Я бредил всеми мелодиями, сыгранными на фортепиано в фильме. Я понимал, что никогда не научусь играть эти совсем не легкие для неуча мелодии - и впадал в блаженство, пока ехал в троллейбусе/маршрутке и представлял на несколько минут, что я все-таки умею их играть.
И мое желание сделало свое дело. Я воочию убедился в двух поговорках: "Все зависит от нашего желания" и "Глаза боятся, а руки делают". В моем теле боялось все - уши, когда слышали сложные переливы мелодий. Глаза, когда смотрели на десятки нот в одном-двух тактах. Боялась спина, ей не нравилось столько сидеть за фортепиано, пытаясь не горбиться.
Ужасно медленно, нота за нотой, я учился играть, словно учился ходить. Собрав воедино все прочитанные данные из моего самоучителя, и подкрепив их маниакальной страстью к пианино, объединенной с нереальным желанием научиться играть хоть что-нибудь из фильма, - я выбрал свою любимую мелодию. И лишь руки - резцы упорства, настойчиво добились своего - за несколько месяцев я научился играть трек №4 из саундтрека "Амели" - под названием "Comptine d'un autre ete (l'Apres Midi)".
Честно говоря, когда я потом смотрел на свои руки со стороны (когда я учился играть, делать этого не мог - моментально сбивался), то я искренне не мог понять, как у меня вообще это получается. Насколько я не мог понять, как работает BlueTooth (то есть я знал основные принципы, учил физику и все понимал - но не осознавал), настолько у меня в голове не укладывалось, что у меня ПОЛУЧИЛОСЬ. Получилось играть, как в оригинале, и пальцы запомнили эти бесчисленные сотни нот, и правая с левой рукой играют разные мелодии, и не сбивают друг друга, и левая даже может играть тише, чем правая. Думаете, это легко? Попробуйте :)
Главное - сделать первый шаг. И если первые шажки были сделаны до этого - покупка ф-но, покупка самоучителя, прослушивание музыки Тирсена в плеере, зазубривание сольфеджио - то огромный шаг был сделан, когда я выучил эту мелодию и научился ее играть.
Я понял, что хочу еще. И я с яростным желанием полез искать по интернету все сборники нот Тирсена, пытаясь найти все, что можно. Параллельно я пытался выучить остальные мелодии из "Амели", исполненные на фортепиано. И с каждым новым найденным сборником я умел играть все лучше трек №4 и учил что-то новое. Последний альбом мне подарил какой-то француз, которого я по AOL (кто-нибудь еще помнит, что это?)) еле уговорил на английском поделиться сборником, адрес француза я нашел в его французском блоге.
В итоге у меня оказались все без исключения сочинения Тирсена на тот момент, и я завел себе музыкальную папку с нотами моего любимого композитора. На содержании значились названия мелодий, которые рано или поздно я надеялся научиться играть.
Время шло, наступил следующий год, а суть папки не менялась: я заканчивать учить любимые мелодии из фильма "Амели" и морально готовился к освоению новых шедевров, которые я тщательно отбирал для моей папки. Она наполнялась все больше и больше, содержание менялось. Вместе с опытом росла толщина папки.
Конечно, после знакомства с OST (хотя музыкальные авторские/композиторские саундтреки правильнее назвать словом SCORE) к "Амели", сыгравшему такую огромную роль в моей музыкальной жизни, я не преминул познакомиться с музыкой из других фильмов. Так ко мне в папку попал полный scrore к "Гудбай, Ленин":
А недавно в папке появился новый альбом к фильму "Табарлу", с великолепными и свежими мелодиями.
За все время становления "Тирсенистом", я пытался абстрагироваться от исключительно его творчества. Вспомнив свой опыт с "Амели", я сосредоточился и на другой музыке из фильмов, которая мне нравится. Во-первых, я стал собирать саундтреки (сейчас у меня их 170, из них больше 100 - композиторские, так называемые "score"), а во-вторых, искать ноты к любимым мелодиям. Так, в моей папке появилась еще одна стопка с новым содержанием, постоянно обновляющимся.
Появилась также в ней музыка ColdPlay, Элтона Джона, Evanescence, Таривердиева, Минкова, Хачатуряна, Доги, Прокофьева, Бетховена, James Blunt, Нино Рота, Дэни Эльфмана, Бадаламенти и еще большого количества других "саундтрековых" композиторов. В итоге, честно говоря, далеко дело в освоении другой музыки у меня не пошло. Кое-что из вышеперечисленного я научился играть, кое-что для меня было слишком сложно, многое слишком сложно до сих пор. У меня и сейчас натуральным образом темнеет в глазах, когда я вижу какой-нибудь "Революционный этюд" Шопена - я искренне не понимаю, как вообще это может хоть кто-то сыграть. Но кто-то - точно знаю, играет. И много кто играет. И они вдохновляют меня учиться и совершенствоваться дальше.
Что же в итоге?
В итоге отвечу на самый главный вопрос: нет, мне не надоело :) Меня лишь сильнее, и больше тянет к новым произведениям. Играю я в основном Тирсена - но ведь играю же! Эта зацикленность, наверное, не лучшее проявление в музыкальном мире, но с другой стороны - музыка хороша, она многим нравится, и почему бы не играть только ее?
Сейчас я могу долго играть разные произведения Яна Тирсена. Все их я знаю наизусть (так как по нотам играть я так и не научился).
Конечно, кроме игры меня потянуло еще и на композиторство. Придумав несколько мелодий на гитаре (ссылки при просьбе в комментариях, хотя уже все слышали, наверное), я стал пытаться придумывать мелодии на фортепиано. Потом написал несколько партий совместно для гитары и фортепиано.
"Написал" - громко сказано. При абсолютном слухе и десятках суток, потраченных на изучение новых мелодий, я до сих пор не знаю, как называется нота, которая звучит каким-то образом. У меня не получается выучить это, у меня не получается самостоятельно достигнуть такого уровня. Я не могу, как великие композиторы, во время трапезы быстрым, уверенным движением вырвать из-под тарелки салфетку и в исступлении начать писать ноты, повторяя музыку у меня в голове. Не потому, что у меня в голове нет музыки. А потому, что я не знаю, как ее записать.
Игра на фортепиано остается моим увлечением - одним из самых больших, грандиозных и впечатляющих в жизни - но всего лишь увлечением. Попытаться стать настоящим композитором - прерогатива, мне недоступная по множеству причин. Это значит сменить основной вид деятельности, поделиться остальными увлечениями, которых у меня масса, и это значит попытаться сменить жизненное направление.
Мне доставляет невероятное удовольствие играть, понимая, что я всему научился сам. Я сижу с неправильно осанкой, частенько подобрав одну ногу под себя. У меня наверняка неправильное положение рук, и я, несомненно, половину нот играю нерационально - не теми пальцами, которыми их играть было бы удобнее, и быстрее. Я не знаю, как правильно. Но... видимо, до конца я и не хочу знать, - а точнее, не хочу отдавать усилия для того, чтобы становиться профессионалом в этой области.
Фортепиано - великолепный инструмент. Вы ведь знаете, о чем я говорю, правда? Все вы слышали эти звуки: от нежных, мелодичных до грозных, громких и пронзающих насквозь ритмов. Это звуки, пропитанные невероятно мощной энергетикой. Музыка из фортепиано впечатляет своей силой, экспрессией, она успокаивает и волнует, и даже возрождает. Все мысли могут перевернуться в голове от звуков фортепиано, а могут выстроиться в полочку и привестись в порядок. Это волшебство, которое люди, наверное, заслужили для себя.
Я считаю, что это волшебство, что человек создал такой инструмент, что он научился на нем играть и сочинять прекрасную музыку, для понимания которой не нужно говорить на родном языке композитора. Разве не волшебство, что музыка доступна для понимания всем людям на свете? Музыка передает эмоции и интонации, а не особенности произношения слов.
И это невероятно. Это непостижимо моему уму.
А мне остается лишь радоваться... вместе с теми, кто понимает, что я имею в виду. Вместе с теми, кто радуется музыке также, как и я. Вместе с теми, кто любит ее.
--