Найти в Дзене

Quackery: Фавипиравир

Решил начал цикл новых статей о наших любимых “нелекаствах”. В английской медицинской литературе есть термин “quackery” - “шарлатанство”, под которым подразумевается продвижение продуктов, которые не работают или не доказали свою эффективность. Думаю, что, в целом, интересная тема, которую, по своему практическому опыту, недостаточно освещена. Будем исправлять и начнем с наболевшего. Это лекарство активно впихивалось в период активной борьбы с ковидом каждому с симптомами ОРВИ. В некоторых больницах используется и до сих пор. Эффективно ли оно? В сентябре 2020 года сотрудники из Center for Antibody Therapeutics, университета Питтсбурга опубликовали в журнале Cell статью, где сообщали, что нашли антитело ab8, способное блокировать проникновение коронавируса в клетку. Исследования идут с февраля, при участии ведущих университетов США. В то же время, компания Celltrion изучает антитело под кодовым названием CT-P59, Eli Lilly - LY-CoV555, Regeneron - REGN-COV2. Все эти исследования стоят

Решил начал цикл новых статей о наших любимых “нелекаствах”. В английской медицинской литературе есть термин “quackery” - “шарлатанство”, под которым подразумевается продвижение продуктов, которые не работают или не доказали свою эффективность. Думаю, что, в целом, интересная тема, которую, по своему практическому опыту, недостаточно освещена.

Будем исправлять и начнем с наболевшего. Это лекарство активно впихивалось в период активной борьбы с ковидом каждому с симптомами ОРВИ. В некоторых больницах используется и до сих пор. Эффективно ли оно?

В сентябре 2020 года сотрудники из Center for Antibody Therapeutics, университета Питтсбурга опубликовали в журнале Cell статью, где сообщали, что нашли антитело ab8, способное блокировать проникновение коронавируса в клетку. Исследования идут с февраля, при участии ведущих университетов США.

В то же время, компания Celltrion изучает антитело под кодовым названием CT-P59, Eli Lilly - LY-CoV555, Regeneron - REGN-COV2. Все эти исследования стоят сотни миллионов долларов, представляют собой передний край науки, ведутся с января 2020 года и до окончания им еще далеко.

Также, первая стадия испытаний препарата, основанного на использовании стволовых клеток, успешно завершена в июле 2021 в клинике Рамбам в израильской Хайфе. Ранее компания Bonus BioGroup Ltd в течение многих лет занималась изучением стволовых клеток. Впереди еще десятки испытаний, опять же крайне дорогостоящих, времязатратных и требующих наличия передовых технологий в стране.

Однако, наша отечественная фармакология не знает таких трудностей. В России уже достаточно давно есть аж целых три лекарства от коронавируса: «Коронавир», «Авифавир» и «Арепливир», разработанные «Р-Фарм», «Химрар» и «Промомед».

Первым для розничной продажи зарегистрировали «Арепливир» и выкинули в сентябре 2020 на аптечный прилавок по скромной цене - около 12 тысяч рублей за упаковку.

Отечественная пресса забилась в экстазе (надо ли говорить, что товар смели с прилавков): «Новый зарегистрированный в России препарат от COVID-19 показал свою эффективность в 90% случаев», «Государство не тратило средства на разработку и клинические исследования «Арепливира», «Спрос на препарат во всем мире очень высок, и он не может стоить слишком дешево». Магия, да и только.

В Нью-Йорке, Риме и Барселоне, вероятно, были очереди за продукцией компании «Промомед», производящей передовые препараты на заводе в Саранске 1959 года постройки. Ведь так?

Нет, не так. «Арепливир», а также «Коронавир» и «Авифавир» - конечно, никакая не отечественная разработка. Действующее вещество во всех этих лекарствах одно и то же - фавипиравир.

-2

Он разрабатывался в США, но не был зарегистрирован из-за сильных побочек (FDA не дремлет). Препарат взяла под крыло Япония в 2014 году на случай зверского гриппа, где он годами пылился на складе. Срок исключительной лицензии истек в 2019 году, что открыло дорогу к его свободному производству.

Поэтому когда восхищаются тем, что государство не тратило на разработку ни копейки, надо понимать, что это дженерик. С таким же успехом можно восхищаться тем, что Россия не вложила денег в разработку шариковой ручки.

Если препарат иностранный, то почему весь мир до сих пор ищет, чем лечить ковид, тратятся миллионы на какие-то там антитела, стволовые клетки, а тут на тебе?

Ответ заключается в том, что, разумеется, эффективность фавипиравира исследовалась так же, как и других препаратов. Китайцы опубликовали первое исследование еще 18 марта 2020 года. Оно показало незначительные преимущества фавипиравира, однако, увы, препарат даже близко не соответствовал стандартам.

После этого фавипиравир испытывал иранский Университет Шахид Бехишти, но результатов он не опубликовал. Тем временем подоспели японские ученые, которые в крупных исследованиях не выявили существенных преимуществ, и о фавипиравире в приличном обществе забыли. На PubMed можно найти отчеты других китайских и индийских исследований, опубликованных в этом году, но их качество и наукоемкость посредственны.

В России, разумеется, испытания тоже были, и даже несколько. Одно исследование на скромной выборке 60 человек «Химрар» опубликовал на английском. Оно не показало никакой формальной эффективности, кроме сроков нормализации температуры. Другое исследование «Р-фарм» опубликовал на русском, но о нем лучше вообще не говорить.

-3

Россия - страна фуфломицинов. Они есть на любой вкус: от рака, гепатита и туберкулеза. Особенно ценны таблетки от ОРВИ - болезней, которые носят массовый характер и которые, чаще, проходят самостоятельно.

Новые штаммы становятся все агрессивнее, но коронавирус в некоторой степени, все еще относится к такого рода болезням и более того, часть больных переносит его бессимптомно. Именно это была та логическая ловушка, в которую попался в свое время гидроксихлорохин.

Словом, пока на Западе Big Pharma (несомненное зло в глазах миллионов россиян) вкладывает миллиарды в исследования, у нас поняли, что коронавирус и плацебо просто созданы друг для друга. Особенно, когда плацебо можно пропихивать в схемы лечения, в том числе в стационаре, временные рекомендации и раздавать бесплатно по ОМС. Все по Стругацким, вот только ничего бесплатного не бывает.

Как это получилось, что сразу три российских компании так быстро обучились клепать фавипиравир, да еще на старых заводах, и является ли цена в 12 тыс. руб. за 40 таблеток адекватной для лекарства, научная разработка которого не стоила ни копейки?

Очень просто. Если вы заглянете в инструкцию к фавипиравиру, то вы увидите, что это фторированный пиразинамид - древнее лекарство от туберкулеза. Молекула простая и очень знакомая химикам и производителям. Сложностей в синтезе нет, что позволяет неограниченно ее производить на старых советских заводах по производству старых советских грошовых препаратов (поправьте меня, фармакологи, если я не прав).

Пиразинамид еще недавно стоил в московских аптеках аж по 174 рублей пачка, а теперь пропал (можете проверить на любом аптечном интернет-ресурсе). Совпадение?

К сожалению, есть большая разница между нашим Минздравом, и американской FDA или европейской EMA, где деятельность фуфлоделов переместилась исключительно в область производства пищевых добавок, БАДов и прочего. Это, конечно, тоже миллиардный рынок, но любой, кто попытается всучить пациенту prescription drug, не прошедшее нормальных клинических испытаний, - просто присядет за мошенничество.

Минздрав выполняет другую функцию. Он легализирует фуфломицины, рекомендует их и закупает за бюджетный счет. А на горизонте уже маячит “Мир-19”. Я в него, конечно, верю всей душой, но...

Вывод можно сделать такой: «первый отечественный препарат от коронавируса» оказался не отечественным и не от коронавируса, а если рассматривать его как противовирусное средство, то и не первым.