Найти в Дзене

Египетское искусство (росписи, ювелирные украшения)

Настенные росписи. Повторяющиеся фоны и фризы. Декоративные занавесы Схема расположения иллюстраций За исключением фризов (4, 5), фрагменты представляют потолочные росписи фиванского некрополя и надгробий различных Периодов. Композиции созданы исключительно воображением мастеров. Мы еще различаем цветок логоса, но стебель (если он есть) утрачивает растительный характер, превращаясь в орнаментальную петлю (6): стебля, по сути, нет, цветок изображен в свободной манере. Художника занимает лишь игра линий, образуемых его контурами, чтобы создать многократно повторяющиеся узоры на горизонтальных фризах (4, 5) или, с помощью перевернутых поочередно элементов, заполнить горизонтальные полосы фона (1, 3). Рисунок оттеняется цветовыми сочетаниями, и представленные примеры нагляднее слов иллюстрируют мастерство, достигнутое в этой области древнеегипетскими мастерами. Следует иметь в виду, что орнаментика росписей носит очень специфический характер: по сути, это типичный декор тканых занавесов, п
Оглавление

Настенные росписи. Повторяющиеся фоны и фризы. Декоративные занавесы

Схема расположения иллюстраций

-2

За исключением фризов (4, 5), фрагменты представляют потолочные росписи фиванского некрополя и надгробий различных Периодов. Композиции созданы исключительно воображением мастеров.

Мы еще различаем цветок логоса, но стебель (если он есть) утрачивает растительный характер, превращаясь в орнаментальную петлю (6): стебля, по сути, нет, цветок изображен в свободной манере.

Художника занимает лишь игра линий, образуемых его контурами, чтобы создать многократно повторяющиеся узоры на горизонтальных фризах (4, 5) или, с помощью перевернутых поочередно элементов, заполнить горизонтальные полосы фона (1, 3).

Рисунок оттеняется цветовыми сочетаниями, и представленные примеры нагляднее слов иллюстрируют мастерство, достигнутое в этой области древнеегипетскими мастерами.

Следует иметь в виду, что орнаментика росписей носит очень специфический характер: по сути, это типичный декор тканых занавесов, популярных в восточной античности.

Занавесы прекрасно дополняли египетскую архитектуру: ими завешивали стены, натягивали между колоннами, чтобы отделить главный зал от прилегающих помещений; ими устилали полы, закрывали дверные проемы и, как в большей части наших примеров, затягивали потолки комнат.

Ювелирные украшения

-3

Образцы египетских ювелирных изделий, найденных в гробницах, представляют огромный интерес для художника-орнаменталиста. Жесткий характер египетского декора, свойственный работе по металлу, оказывается прекрасным средством выражения в руках камнереза.

1 — Нагрудное украшение в технике перегородчатой эмали с именем Рамсеса II в картуше (XIX династия, Среднее царство);

2 — Золотое украшение с перегородчатой эмалью. Из мемфисского храма, посвященного богу Алису;

3 — Жук-скарабей с туловом из ляпис-лазури и крыльями, составленными из рядов разноцветных бусинок. Египтяне считали скарабея символом бессмертия;

4 — Ожерелье с подвеской в виде головы Аписа;

5-7 — Браслеты перегородчатой эмали (фрагменты);

8, 9 — Кольца;

10-26 — Серьги, ожерелье и амулеты;

27 — Сфинкс — лев с человеческой головой (фрагмент декора стелы). В Греции сфинкс олицетворял физическую и умственную силу;

28-33 — Ювелирные украшения, скопированные с фиванских настенных росписей.

Из книги " Орнамент всех времен и стилей". Том 1. Античное искусство, искусство Азии, Средние века. Москва, Арт-Родник. 2004.

Подготовлено по изданию «L’ORNEMENT POLYCHROME» (Paris, 1888) под редакцией Огюста Расинэ с пояснительными примечаниями и общим введением.

#графика #живопись #орнамент #искусство #древний египет