Этот случай в супермаркете в отделе детских игрушек, произошедший несколько лет назад, вспомнился отцу, когда после долгой разлуки он вернулся домой.
Это было тяжёлое возвращение. Оно не вызвало радости ни у него, ни у неё. Дети спали, отец подошёл к каждому, в полумраке спотыкаясь о собранные на утро портфели, и поцеловал двух ангелов.
Утром они прыгали и обнимали папу, как и раньше, как обычно после разлуки. К завтраку папа уже вернулся из флигеля в дом.
А вечером перед сном сын обнял отца и сказал: "Я тебя очень люблю. Мне никто другой не нужен."
И вот тут отец и вспомнил большой богатый супермаркет в огромном городе, куда они приехали из своей деревни к родственникам. Они бродили среди полок и развалов игрушек вдвоём. Сын очутился в такой сказке впервые. Он останавливался перед понравившейся вещью, брал её, рассматривал, осторожно ставил назад, и они шли дальше. Он был в отца, основательный, спокойный, не истеричный. Меньше чем через полчаса сын попросил отца пройти тем же путём вдоль полок с игрушками назад и показал две, которые ему понравились больше всего. Это было очень дорого.
Отец, продавив вниз подступивший к горлу комок, объяснил, что у него нет столько денег и, что, давай попробуем что-то другое выбрать. Сын поднял на него свои большие серо-голубые глаза и полувопросительно, полуутвердительно сказал-спросил:
- Ты же деньги заработаешь и купишь его?
- Конечно, - ответил отец.
Сын был совсем маленький, что-то между тремя и четырьмя. Его детская головёнка со светло-рыжими волосиками двигалась на уровне с кистями опущенных отцовских рук. Он взял отцовскую кисть своими маленькими руками и поцеловал. Как будто он уже получил эту игрушку.
Нет. Отец не расплакался. Отец замер, все мысли пропали, он смотрел на голову сына, прижавшуюся к его ладони и осознавал. Осознавал какую-то истину, которую не смог бы знать без этого маленького создания, прижавшегося лицом к его ладони и верящего.
Слёзы стали наворачиваться на отцовские глаза потом, при каждом воспоминании об этом случае. Плакать было непривычно и странно. Поэтому отец почти не вспоминал этот случай. Сознательно старался не сентиментальничать.
Шло время. Сын рос очень тонким. И телесной, и душевной своей организацией. Он не жаловал спорт, любил философствовать и не любил напрягаться вообще ни в чём. Он занимался тем, чем интересовался: компьютерными играми. Поэтому забывал кормить собаку и попугая, бросал свою одежду на пол где попало и уборку в своей комнате делал только под истеричные мамины вопли и угрозы лишить компьютера на месяц.
Обычный ребёнок.
Потом отец уехал добывать деньги за несколько тысяч километров от дома.
Мама с детьми жила трудно. А папа всё не приезжал и деньги присылал нерегулярно и мало.
Настал момент, когда у мамы всё кончилось: деньги, терпение, любовь.
Прямо вот в такой последовательности и кончилось. Деньги. Терпение. Любовь.
И она объявила детям, что папа их бросил. А дядя, у которого они иногда ночуют, и который забирает их из школы, скоро будет маминым мужем. Он хороший, он помогает и любит всех троих.
- Ты же ходил с ним на рыбалку. А как он здорово шутит, играет с вами и показывает фокусы. А какая у него машина! Вам же нравится на ней кататься? И денег у него столько, что вам на игрушки и одежду точно хватит. Ну а папа будет к нам приезжать в гости иногда. Если вы захотите.
Всё сказанное мамой было правдой кроме одного, начального:
Папа нас бросил.
Но это была ложь во спасение. Жизнь с нищим папой в ужасной стране с агрессивными людьми для мамы была хуже смерти. Там, в этой стране, дети просто не вынесут страданий от злых учителей и агрессивных сверстников!
Вторая ложь была странным порождением первой: семья решила скрыть от папы, что он её бросил.
Мама, определившись, наконец, успокоилась и зажила полноценной жизнью с новым избранником открыто, хотя с далёким мужем общение свела к абсолютному минимуму: деньги, ребёнок заболел, когда приедешь? Объявить о своём решении решила лично. А как? Не по телефону же.
Дочка тоже обрадовалась. Маленьким девочкам очень не хватает мужского внимания и общения. В отсутствие отца дочка превращала в папу любого мужчину, обратившего на неё внимание и не жалеющего потратить своё время на возню с ней.
- Вешалась на шею всем мужикам, - грустно шутила мама и прятала влажные глаза.
Дочь была младше сына, крошка в безотцовщине. Новый папа ей нравился. Он научил её делать такие смешные штучки руками, когда пальцы "пропадают" и "появляются". И он ласково её обнимал и называл красавицей. А ещё здорово смеялся, когда она щекотала его и целовала в животик.
Сын отнёсся к новому маминому мужу спокойно. С мамой согласился. Только учиться стал хуже. И потерял интерес ко многим вещам, которыми интересовался раньше. Перестал делиться с мамой своими достижениями в компьютерных играх... И вообще стал меньше разговаривать. Иногда что-то прорывалось наружу. Когда папа пообещает в разговоре по скайпу, что приедет через две недели, а через 10 дней скажет, что не сможет, вот тогда он плакал.
Приезжала бабушка, мамина мама. Приходили гости - папины и мамины друзья. Мама всех познакомила с будущим мужем. Про папу говорила плохо. И ещё мама запретила рассказывать папе про нового дядю, который будет её мужем. Потому что об этом только она сама должна папе сказать. Когда он приедет.
Все папины друзья и мамины родственники слушались маму и ничего не говорили папе про нового дядю. Как дети.
И папа узнал всё, только когда приехал, как мама и хотела. Потом почему-то мама решила жить с папой дальше. Но сначала они долго жили в разных комнатах.
Несколько месяцев сын пытался обнять маму и папу, если видел их рядом. Это было очень важно. Если кто-то не понимает, то и не поймёт. Но что-то очень хорошее должно было произойти, когда обнимутся все трое: чтобы он мог их обнять, когда папа с мамой обнимутся. Он ловил этот момент несколько месяцев. И поймал. И потом ещё закрепил несколько раз. Он поспешно подбегал, чтобы обнять их, когда видел, что они начинали обнимать друг друга. Это было редко, и он понимал, что нельзя это пропустить.
- Я тебя очень люблю. Мне никто другой не нужен.
Сын повторял эту фразу папе перед сном каждый вечер несколько месяцев. Отец понял. Сын защищался. Защищался, защищал и заклинал. И он верил.
Один из всех.
Он не спорил с мамой и не истерил. Он просто верил, что папа приедет и ждал. А срывался и плакал, когда папа не выполнял обещания по срокам возвращения.
И его вера победила.
Ещё отец понял, что друзей у него нет. Семьи нет тоже.
Зато есть сын. И у сына есть вера, и она делает людей всесильными.
Ну а с женщинами просто. Настоящие женщины выбирают сильных мужчин и остаются с ними.
Из окончившихся денег, терпения и любви вернулось только терпение. А любовь к детям никуда и не девалась.
Так они и стали снова жить вместе: отец, сын, их вера друг в друга и их любимые женщины.