Найти в Дзене

Египетское искусство (орнаменты)

Горельефы и барельефы. Мелкая пластика На таблице представлены самые несоизмеримые по величине предметы - от монументальных статуй до миниатюрных флакончиков (18) или горшочка с притираниями для глаз (13), а также образцы на­стенных росписей и барельефов. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть их индивидуальные черты и привлечь внимание к обилию изобразительных средств, бывших в ходу у древнеегипетских масте­ров, при всем стилистическом единстве их орнамен­тики. Из-за недостатка места мы вынуждены лишь обозначить отдельные группы орнаментов и отдель­ные намеки на религиозную символику, а также обобщенно сформулировать нормы пластического языка того времени. В нижней части таблицы - фронтальное и боковое изображения горельефной фигуры кариатиды (14, 15), украшающей одну из колонн бога Солнца Ра в Ипсамбуле (арабы называли его Абу-Симбел - «Отец колосьев»); профильное изображение богини (21) из храма Исиды на острове Филе (11 век до и. э.); так называемый «штандарт» из гробницы Рамсеса
Оглавление

Горельефы и барельефы. Мелкая пластика

На таблице представлены самые несоизмеримые по величине предметы - от монументальных статуй до миниатюрных флакончиков (18) или горшочка с притираниями для глаз (13), а также образцы на­стенных росписей и барельефов. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть их индивидуальные черты и привлечь внимание к обилию изобразительных средств, бывших в ходу у древнеегипетских масте­ров, при всем стилистическом единстве их орнамен­тики. Из-за недостатка места мы вынуждены лишь обозначить отдельные группы орнаментов и отдель­ные намеки на религиозную символику, а также обобщенно сформулировать нормы пластического языка того времени.

В нижней части таблицы - фронтальное и боковое изображения горельефной фигуры кариатиды (14, 15), украшающей одну из колонн бога Солнца Ра в Ипсамбуле (арабы называли его Абу-Симбел - «Отец колосьев»);

профильное изображение богини (21) из храма Исиды на острове Филе (11 век до и. э.);

так называемый «штандарт» из гробницы Рамсеса Сесостриса (20).

В темы вазописи снова включаются человеческие фигуры экзотического характера (4, 12). Ваза (4) с характерной пробкой предназначалась для хране­ния бальзама: благовония доставлялись в Египет как дань, наложенная фараонами династии Рамессидов на побежденную Сирию.

Животный мир - сосуд в форме ежа для глазных капель, дополненный ложечкой или лопаточкой (13), и великолепное профильное изображение зимородка (10) - представляет насекомоядных, ак­тивных помощников человека, за что были особенно почитаемы египтянами.

Священный жук-скарабей (8) - часть барельефно­го обрамления портала гробницы Рамсеса V в Фи­вах. По свидетельству древних авторов, лишь не­многие разновидности этого жесткокрылого насекомого представляют «священных скарабеев», бывших предметом культа древних египтян.

Широко распространенным декоративным эле­ментом был цветок лотоса (1, 3, 9, 16, 19, 22) - символ возрождения, - лепной или живописный, в форме бутона или в виде раскрытого цветка, оди­ночный или входящий в пышный букет.

Увенчанный солнечным диском, цветок лотоса на стебле (5) украшал нос корабля;

тот же мотив, выполненный более схематично, пре­вратился в ручку обыкновенного металлического зеркальца (11).

Поливная керамическая ваза (17) эффектно распи­сана копьевидными листьями, подчеркивающими ее форму.

Ожерелье (23) составлено из бусин ляпис-лазури и золотых подвесок.

Скульптурный декор

-2

1,2 — Колонны дворца Тутмоса III в Карнаке (XVIII династия). Декор составляют стебли лотоса и папируса с распустившимися цветами (слева) и стилизованные безлистные растения (справа). Барельеф;

3 — Колонка павильона. Ее тип восходит к IV династии, к тому периоду, когда здания строились из дерева. Колонка представляет собой стебель, увенчанный бутоном; молодые побеги у основания цветочной чашечки пять раз обвязаны шнурком, обозначая зарождение принципа букета. Очень низкий цоколь;

4, 5 — Макушки таких же колонок, выполненные из дерева с полихромной расцветкой;

6 — Колонка павильона, увенчанная полуразвернутым цветком. Большое внимание уделено орнаментике, пышность которой подчеркивается пышностью букета, составленного из молодых побегов с более распустившимися бутонами;

7, 8 — Колонны каменных зданий (XVIII династия). Резная капитель имеет форму закрытого бутона; вверху она сделана плоской, чтобы ее диаметр совпадал с шириной квадратного цоколя. Это самый ранний и самый распространенный тип капители египетской каменной архитектуры. Слева — колонна, типичная для зданий храмовых ансамблей Аменофиса III в Фивах и Тутмоса III в Карнаке. Справа -колонна из дворца Курна, известного как Менефтеум, по имени Менефты I, царствовавшего после Аменофиса III (греки называли его Мемнон);

9 — Капитель колонны из зала с колоннами Рамессеума (храма Рамсеса II) в Фивах (XIX династия). Египетская «растительная» капитель достигает здесь совершенства - великолепное сочетание изящества и силы. Форма распустившегося цветка напоминает перевернутый колокол. Декоративные элементы располагаются кругообразно, в форме стеблей стилизованного цветочного букета;

10 — Капитель с резным «пальцеобразным» декором из Большого храма на острове Филе. Заостренные листья капители, также имеющей форму перевернутого колокола, образуют узор растительной плетенки. В орнаментике фигурируют гроздья фиников и даже чешуйки древесной коры. По мере изменения флоры изменяется и растительный декор.

Декоративные росписи

-3

Значение основных элементов, составляющих египетскую орнаментику, как правило, связано с иероглифической системой письма. Так, розовая сфера с ястребиными крыльями (6) символизирует восходящее солнце. Высокие водяные цветы, чередующиеся со стеблями камыша (4, 5), вырастают из речных волн. Жук-скарабей, черный цветтулова которого высветляет фон (12), — символ бессмертия. Египетскую палитру составляют красный, синий и желтый цвета, а также белый и черный (для обводки); зеленый обычно предназначается для растительных форм и часто заменяется синим.

1-3 — Стилизованные растительные мотивы;

4, 5 — Фоны, фризы и стилобаты фиванских колонн;

6 — Расписная каменная резьба из Мемнониума (заупокойного хра­ма Аменхотепа II) в Фивах;

7 — Непрерывный фриз;

8, 9 — Расписная деревянная резьба колонок;

10, 11 — Непрерывные фризы;

12 — Расписные своды.

Из книги " Орнамент всех времен и стилей". Том 1. Античное искусство, искусство Азии, Средние века. Москва, Арт-Родник. 2004.

Подготовлено по изданию «L’ORNEMENT POLYCHROME» (Paris, 1888) под редакцией Огюста Расинэ с пояснительными примечаниями и общим введением.

#графика #живопись #орнамент #искусство #древний египет