Горельефы и барельефы. Мелкая пластика
На таблице представлены самые несоизмеримые по величине предметы - от монументальных статуй до миниатюрных флакончиков (18) или горшочка с притираниями для глаз (13), а также образцы настенных росписей и барельефов. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть их индивидуальные черты и привлечь внимание к обилию изобразительных средств, бывших в ходу у древнеегипетских мастеров, при всем стилистическом единстве их орнаментики. Из-за недостатка места мы вынуждены лишь обозначить отдельные группы орнаментов и отдельные намеки на религиозную символику, а также обобщенно сформулировать нормы пластического языка того времени.
В нижней части таблицы - фронтальное и боковое изображения горельефной фигуры кариатиды (14, 15), украшающей одну из колонн бога Солнца Ра в Ипсамбуле (арабы называли его Абу-Симбел - «Отец колосьев»);
профильное изображение богини (21) из храма Исиды на острове Филе (11 век до и. э.);
так называемый «штандарт» из гробницы Рамсеса Сесостриса (20).
В темы вазописи снова включаются человеческие фигуры экзотического характера (4, 12). Ваза (4) с характерной пробкой предназначалась для хранения бальзама: благовония доставлялись в Египет как дань, наложенная фараонами династии Рамессидов на побежденную Сирию.
Животный мир - сосуд в форме ежа для глазных капель, дополненный ложечкой или лопаточкой (13), и великолепное профильное изображение зимородка (10) - представляет насекомоядных, активных помощников человека, за что были особенно почитаемы египтянами.
Священный жук-скарабей (8) - часть барельефного обрамления портала гробницы Рамсеса V в Фивах. По свидетельству древних авторов, лишь немногие разновидности этого жесткокрылого насекомого представляют «священных скарабеев», бывших предметом культа древних египтян.
Широко распространенным декоративным элементом был цветок лотоса (1, 3, 9, 16, 19, 22) - символ возрождения, - лепной или живописный, в форме бутона или в виде раскрытого цветка, одиночный или входящий в пышный букет.
Увенчанный солнечным диском, цветок лотоса на стебле (5) украшал нос корабля;
тот же мотив, выполненный более схематично, превратился в ручку обыкновенного металлического зеркальца (11).
Поливная керамическая ваза (17) эффектно расписана копьевидными листьями, подчеркивающими ее форму.
Ожерелье (23) составлено из бусин ляпис-лазури и золотых подвесок.
Скульптурный декор
1,2 — Колонны дворца Тутмоса III в Карнаке (XVIII династия). Декор составляют стебли лотоса и папируса с распустившимися цветами (слева) и стилизованные безлистные растения (справа). Барельеф;
3 — Колонка павильона. Ее тип восходит к IV династии, к тому периоду, когда здания строились из дерева. Колонка представляет собой стебель, увенчанный бутоном; молодые побеги у основания цветочной чашечки пять раз обвязаны шнурком, обозначая зарождение принципа букета. Очень низкий цоколь;
4, 5 — Макушки таких же колонок, выполненные из дерева с полихромной расцветкой;
6 — Колонка павильона, увенчанная полуразвернутым цветком. Большое внимание уделено орнаментике, пышность которой подчеркивается пышностью букета, составленного из молодых побегов с более распустившимися бутонами;
7, 8 — Колонны каменных зданий (XVIII династия). Резная капитель имеет форму закрытого бутона; вверху она сделана плоской, чтобы ее диаметр совпадал с шириной квадратного цоколя. Это самый ранний и самый распространенный тип капители египетской каменной архитектуры. Слева — колонна, типичная для зданий храмовых ансамблей Аменофиса III в Фивах и Тутмоса III в Карнаке. Справа -колонна из дворца Курна, известного как Менефтеум, по имени Менефты I, царствовавшего после Аменофиса III (греки называли его Мемнон);
9 — Капитель колонны из зала с колоннами Рамессеума (храма Рамсеса II) в Фивах (XIX династия). Египетская «растительная» капитель достигает здесь совершенства - великолепное сочетание изящества и силы. Форма распустившегося цветка напоминает перевернутый колокол. Декоративные элементы располагаются кругообразно, в форме стеблей стилизованного цветочного букета;
10 — Капитель с резным «пальцеобразным» декором из Большого храма на острове Филе. Заостренные листья капители, также имеющей форму перевернутого колокола, образуют узор растительной плетенки. В орнаментике фигурируют гроздья фиников и даже чешуйки древесной коры. По мере изменения флоры изменяется и растительный декор.
Декоративные росписи
Значение основных элементов, составляющих египетскую орнаментику, как правило, связано с иероглифической системой письма. Так, розовая сфера с ястребиными крыльями (6) символизирует восходящее солнце. Высокие водяные цветы, чередующиеся со стеблями камыша (4, 5), вырастают из речных волн. Жук-скарабей, черный цветтулова которого высветляет фон (12), — символ бессмертия. Египетскую палитру составляют красный, синий и желтый цвета, а также белый и черный (для обводки); зеленый обычно предназначается для растительных форм и часто заменяется синим.
1-3 — Стилизованные растительные мотивы;
4, 5 — Фоны, фризы и стилобаты фиванских колонн;
6 — Расписная каменная резьба из Мемнониума (заупокойного храма Аменхотепа II) в Фивах;
7 — Непрерывный фриз;
8, 9 — Расписная деревянная резьба колонок;
10, 11 — Непрерывные фризы;
12 — Расписные своды.
Из книги " Орнамент всех времен и стилей". Том 1. Античное искусство, искусство Азии, Средние века. Москва, Арт-Родник. 2004.
Подготовлено по изданию «L’ORNEMENT POLYCHROME» (Paris, 1888) под редакцией Огюста Расинэ с пояснительными примечаниями и общим введением.
#графика #живопись #орнамент #искусство #древний египет