Найти тему
Военная история в наградах

"До свадьбы заживет!"

В освобождении Русского Лозового частью сил приняла участие и 192-я танковая бригада (ТБр). Во всяком случае, в наградных листах на расчет 76-мм орудия сержанта Андрея Барсукова (наводчик красноармеец Михаил Шейкин) противотанковой батареи 192-й ТБр говорится, что при освобождении этого села, подавляя огневые точки противника, данный расчет уничтожил свыше 150 немцев и минометную батарею. Сержант Барсуков и красноармеец Шейкин были награждены медалями "За Отвагу".

В этом бою артминометным огнем противника была взорвана 1 автомашина с боеприпасами и выведены из строя 2 другие автомашины, в результате чего батарея ПТО осталась без подвоза снарядов. Входивший в состав батареи слесарь по ремонту автотранспорта красноармеец Анатолий Проценко своевременно восстановил обе машины, обеспечив своей батарее подвоз снарядов, за что позже был награжден медалью «За отвагу».

Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать
здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

С Тимофеем, как выяснилось чуть позже, ничего сильно страшного не произошло. Одна из пистолетных пуль уже на излёте попала ему в каску, не пробила её, но легко контузила её владельца. Больше Тимофей пострадал от взрыва своей противотанковой гранаты. От взрывной волны левая рука повисла плетью и по всему видать сильно болела. , Шевелить он этой рукой практически не мог.

Экипаж "маленького танка" на удивление в бою с немецким танком потерь не понёс. Снаряд немецкого танка только снёс с катков левую гусеницу, искорёжив несколько её "звеньев". Теперь танкисты вчетвером занимались этой гусеницей в ожидании ремонтников.

Почти совсем рассвело. Ремонтники прибыли вскоре на своей "летучке" в сопровождении санитарной "летучки" и легковушки, на которой прибыло начальство. Начальство представляло собой особиста и старшего лейтенанта из штаба батальона, который несколько дней назад выдал Степке его медаль и справку к ней. Начальство и часть ремонтников отправилось осматривать подбитый немецкий танк и трупы немецких танкистов и артиллеристов. Двое ремонтников стали ковыряться в двигателе "маленького танка".

Тимофея военфельдшер со Степкой повели в ближайший дом. Там было тоже холодно, но всё-таки не так морозно, как на улице в это февральское утро. Варенька всё время улыбалась Степке и тараторила, рассказывая новости из последнего письма лейтенанта Иванова.

В избе, усадив Тимофея на стол, они помогли ему раздеться до пояса. Спина у Тимофея оказалась вся в шрамах от множества ударов чем-то тонким или острым. Удары рассекли кожу, а потом эти раны затянулись, образовав довольно широкие тёмные полосы. Зрелище было очень неприятное. Степка не удержался:

-Кто это тебя так?

Тимофей поежился от боли или от холода:

- Потом расскажу... Ой!..

Варенька никак не прокомментировала шрамы на спине, только вздохнула. Осмотрев руку Тимофея, которая показалась Степке какой-то синеватой, военфельдшер попросила Степку подержать пострадавшего за здоровую руку "во избежание неприятностей". Степка выполнил просьбу. Варенька обеими руками повернула и затем сразу дёрнула левую руку Тимофея. Здоровой рукой тот действительно попытался оттолкнуть её, но Степка крепко держал. Вырвавшиеся при этом крепкие выражения из уст "больного" быстро сошли на нет по мере того, как у него быстро стала проходить острая боль в плечевом суставе. Тимофей уже через минуту смог пошевелить пальцами и даже поднять руку до уровня плеча. На шишку на лбу у Тимофея Варенька обратила мало внимания, просто помазав её какой-то пахучей жидкостью из пузырька и заставив подержать марлевый тампон на шишке несколько минут. Степка обратил внимание, что пузырьки и тампоны она достала из саквояжа, который раньше принадлежал венгерскому врачу-подполковнику. Варенька тем временем соорудила повязку из нескольких тряпиц и привязала покалеченную руку Тимофею к гимнастерке, в которую он снова уже был одет с помощью Степки. Закончив манипуляции с рукой, она авторитетно заявила:

- Контузия и вывих плечевого сустава. Вывих я вправила. До свадьбы заживёт!

Тимофей в ответ буркнул:

- Я женат... Просто упал неудачно... Спасибо... доктор.

Варенька смутилась. Степка помог Тимофею одеть телогрейку, но тот отказался сразу "проследовать" в медсанвзвод, сказав Степке загадочную фразу:

- Я знаю, сейчас шкуру убитого медведя начнут делить, а мне моя премия позарез нужна. Так что не могу я пока на койку отправляться.

Варенька пожала плечами, сказала "ну, посиди пока тут" и занялась раненым в бок красноармейцем, которого санитары внесли в дом. Затем два других санитара на плащ-палатке внесли в комнату ефрейтора, у которого наверное осколок распорол брюшную полость. Ефрейтор был возбуждён, придерживал обеими руками что-то страшно-сизое у себя в районе живота и даже пытался шутить по этому поводу, а потом принялся смешно рассказывать анекдот про Гитлера и Муссолини. Степка поспешно вышел на улицу собрать каких-то дров, чтобы разжечь огонь в печи.

Во дворе стояли и разговаривали три командира: старший лейтенант из штаба их батальона, особист, а третий командир был в танкошлеме. Его петлиц Степка не разглядел. Диалог между старшим лейтенантом и танкистом происходил уже, что называется, на повышенных тонах. Оба они при этом бросали взгляды на особиста, который затягивался папиросой и лишь периодически вставлял односложные реплики. До Степки долетали только отдельные слишком громко произнесённые слова командиров, поэтому о чем они спорят, он пока понять не мог.

По двору было разбросано много обломков всяких досок. Иван, только что перемотавший портянки, стал помогать Степке в сборе "огневого подножного корма". Изменением его отношения к Тимофею послужила всего одна фраза:

- Как там Тимофей?.., Его сильно зацепило?..

Степка вытащил из сугроба большую доску, очистил её от снега и ответил:

- В медсанвзвод наверное поедет, контузило руку ему.

К группе командиров подошёл молодцеватый сержант, держа перед собой вещевой мешок, из которого он стал доставать документы, знаки, кресты и какие-то ленты. Разговор между командирами принял другой характер.

Особист взял в руки одну из лент и прочитал:

- Великая германия... Эти тоже бегут сволочи.

Командир-танкист поинтересовался:

- Это эс-эс?

Особист отрицательно мотнул головой:

- Нет, вермахт. Но это - самая элитная часть в вермахте, поэтому она дерётся лучше, чем какие-то мальчишки-эсэсовцы. С этой части у них начиналось фактически формирование новой армии ещё в конце двадцатых годов.

Сержант вытащил из мешка крест на длинной ленте и обратился к особисту:

- Вот, обратите внимание, товарищ капитан госбезопасности... С шеи того танкиста снял, у которого дырка от пули в затылке... У него ещё был приколот крест к френчу и ещё знак с танком... Вот его книжка. Но это же крест второго класса, как я понимаю?

Особист покрутил крест в руках:

- Правильно, понимаешь сержант. Но кавалеры рыцарского креста у них часто оригинальный крест берегли и даже отсылали домой. А носили на шее именно крест второго класса... Вот, у него и соответствующая запись в книжке есть...

Степка вытаскивал из-под снега длинную доску и слушал, как говорится, навострив уши. Противоположный край доски вылез совсем рядом с сапогом особиста. Он сделал шаг назад, наклонился и помог вытащить доску целиком. Степка пробормотал "спасибо" и собрался уже тащить "добычу" в дом. Окинув Степку цепким взглядом, особист улыбнулся ему, как старому знакомому и спросил:

- Боец, ко мне!.. Степан, кажется тебя зовут?.. Знаешь, кто того танкиста завалил?

Степка бросил доску на снег и кивнул на Ивана, который поодаль теперь пытался расколоть доски на щепочки сапёрной лопаткой:

- Так точно!.. Ефрейтор Степан Чернышов, по вашему приказанию...

Особист нетерпеливо махнул на Степку рукой:

- Не на параде...

Степка запнулся, но бодро продолжил:

- Того танкиста... завалил красноармеец Иван Собчик, товарищ капитан госбезопасности... И он ещё в первого танкиста попал, который в танк свалился, когда танк на ходу был и стрелял по нашему танку.... И еще трех артиллеристов уничтожил, которые танк прикрывали. Если бы не Иван, нам было бы намного труднее этот танк подбить...

Особист уже с интересом посмотрел на Степку:

- Так это ты этот танк подбил?.. Да не тянись, ефрейтор, не на параде. Расскажи толком, как дело было.

Степка рассказал.

Особист одобрительно кивнул и посмотрел на командира в танковом шлеме:

- Ваша версия, старший лейтенант, как видите, не подтвердилась. Поэтому запишем на счет ваших героических танкистов только пушку, тем более, что отметина от снаряда на ней имеется. Хотя, надо бы спросить об этом мнение ефрейтора...

Особист опять улыбнулся Степке:

- Но ефрейтор, как я понимаю, возражать не будет?

Помотал головой:

- Не буду, товарищ капитан...

Особист одобрительно похлопал Степку по плечу и протянул ему руку:

- Молодец, ефрейтор! Так держать!

Степка опять попытался встать по стойке "смирно":

- Служу трудовому народу!

Командир-танкист всё пытался вклиниться в разговор, что-то возразить, но особист остановил его нетерпеливым взмахом руки и повернулся теперь к старшему адъютанту мотобатальона:

- Оформляйте наградные на всех троих ваших бойцов. На ордена. Может, двоих, кто гранаты бросал, на "отечественную войну" оформить и в армию подать наградные?..

Старший лейтенант отрицательно мотнул головой:

- Задробят там оба представления "на отечественную войну" всего лишь за один танк, товарищ капитан госбезопасности. Будут в результате те же "звездочки", только дольше...

Особист задумчиво покивал:

- Ну, смотрите, вам виднее. Только это один реальный танк и почти весь его экипаж до кучи, а не те количества убитых супостатов с неба, что мне доводилось видеть в наградных листах... А этот танк, как я вижу с новой пушкой и его наверняка восстановить можно... В общем, проявите служебную инициативу, старший лейтенант.

Старший лейтенант виновато потупился и стал поправлять портупею.

Теперь осмелел Степка:

- Разрешите обратиться, товарищ капитан госбезопасности?..

Особист достал из портсигара новую папирусу и разминал её между пальцами:

- Валяй.

- Красноармейцу Видлацкому очень нужно премию за подбитие, за танк получить... У него дочь дома скоро рожать должна... Если мне тоже какая премия за танк полагается, то я свою часть тоже ему отдам... И Иван тоже, если ему тоже...

Степка разволновался и явно сбился с чёткого изложения своих мыслей. Особист закурил и посмотрел на батальонного адъютанта:

- Какая премия положена за танк?

Старший лейтенант ответил быстро и без запинки:

- Тысяча рублей, если в одиночку подбил, и полторы, если группой.

Особист подвел черту:

- Значит, оформляйте полторы на двоих. Я предупрежу комбрига, чтобы быстро подписал... Всё, мне некогда. Сержант, бери свой мешок и поехали!

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.