Найти в Дзене
Екатерина Вейцман

Золотая нить интеграции при ДРИ

Доброго времени суток, уважаемые друзья. Сегодня мне хочется продолжить рассказ о терапии диссоциативного расстройства идентичности. В этом материале мы поговорим об основной парадигме, направлении, обсудим, в общих чертах, куда мы ведем клиента и куда идем сами. Мне думается, приступая к рассмотрению особенностей терапии, необходимо осознавать, куда мы должны прибыть в итоге. И это первый вопрос. И так, в России терапией диссоциативного расстройства идентичности занимались мало, оттого вопрос необходимости интеграции не вставал столь ярко. В странах, где он изучался чуть дольше, имеет место специфическое понимание толерантности, специалисты и их пациенты все же задаются вопросом, а так ли уж нужна эта самая интеграция? Существует точка зрения, и она более распространена в США, что лечение пациента с диссоциативным расстройством идентичности сводится скорее к поведенческому подходу, обучению человека навыкам совладания с нежелательным поведением, и к социализации, т.к. в свободном обще

Доброго времени суток, уважаемые друзья.

Сегодня мне хочется продолжить рассказ о терапии диссоциативного расстройства идентичности. В этом материале мы поговорим об основной парадигме, направлении, обсудим, в общих чертах, куда мы ведем клиента и куда идем сами.

Мне думается, приступая к рассмотрению особенностей терапии, необходимо осознавать, куда мы должны прибыть в итоге. И это первый вопрос.

И так, в России терапией диссоциативного расстройства идентичности занимались мало, оттого вопрос необходимости интеграции не вставал столь ярко. В странах, где он изучался чуть дольше, имеет место специфическое понимание толерантности, специалисты и их пациенты все же задаются вопросом, а так ли уж нужна эта самая интеграция?

Существует точка зрения, и она более распространена в США, что лечение пациента с диссоциативным расстройством идентичности сводится скорее к поведенческому подходу, обучению человека навыкам совладания с нежелательным поведением, и к социализации, т.к. в свободном обществе каждый имеет право иметь диссоциацию. Уточню, этой точки зрения придерживается лишь часть зарубежных коллег.

Большая же часть психотерапевтов-травматологов (по большей части Нидерландская школа) полагают, что интеграция обязательна и просто необходима для восстановления удовлетворительного качества жизни пациента.

Что же из себя представляет эта самая интеграция?

Немного теории

Последние исследования показывают, что экстремальная травматизация приводит к экстремальной же диссоциации, называемой диссоциативным расстройством идентичности. Внешне это выглядит как разделение человеческого сознания на невзаимодействующие между собой части. Но на самом деле картина несколько иная.

Психика, столкнувшись с чем-то непереносимым и грозящим ей разрушением, принимает взвешенное и обдуманное решение, диссоциировать от непереносимой ситуации, т.е. уйти, отделить себя от того, что невозможно изменить. В принципе, адекватное решение, если мы не можем чего-то изменить, то можем изменить отношение к этому и жить дальше. Так, удалившись в безопасное место, психика «задраивает люки», максимально сужает зону контакта с внешним непереносимым миром – прошла диссоциация от мира. С тех пор психику и организм связывает «золотая нить» - узкий проход, через который отныне не в силах протиснуться личность целиком, и теперь лишь ее часть может оказаться «на поверхности», в теле, в сознании в один промежуток времени.

«Золотая нить» жизненно необходима, т. к. за телом нужно приглядывать, заботиться о нем, кормить, мыть и все такое.

Оставшись наедине с собой в замкнутом пространстве, механизмы психики, заметно напрягшись, нивелируют влияние травмы, позволяя психике, телу и всему человеку целиком выжить и с наименьшими потерями пройти сложный период жизни. Да, взяв на себя непомерную ношу, они расщепляются, распадаясь на семь стандартный фрагментов, семь основных психических структур, таких как детская часть, внутренний защитник, внутренний преследователь и так далее.

Опустим дальнейшее деление и процесс «переваривания» травмы, и перейдем сразу к механизму интеграции.

Во-первых, задача психотерапевта – интегрировать человека и внешний мир, максимально расширив для этого «сечение золотой нити». Цель этого поистине грандиозного мероприятия – дать пространство для реинтеграции структур психики и бесконфликтного их сосуществования в пределах общего сознания. А грандиозной эта работа становится от того, что очень напоминает каждодневный труд сапера, обезвреживающего заложенную под жилым домом бомбу. Одно неверное движение, некорректность, равнодушие – и вся эта конструкция с грохотом рванет, разлетаясь искрами самоповреждения, суицида, инфантицида, а то и гомицида, зацепив при этом и самого сапера.

Но, несмотря на всю сложность и хрупкость структуры, на мой взгляд, интеграция предпочтительнее социализации. При обычной социализации можно относительно быстро научить навыкам управления аффектом, но человек от этого не перестанет быть инвалидом и будет постоянно нуждаться в посторонней помощи и уходе, оказавшись не в состоянии регулярно ходить на работу и получать зарплату, а также непрерывно вести домашнее хозяйство. В данном случае быстрая социализация инвалидизирует, не давая надежды на выздоровление.

Путь интеграции долгий, тернистый и достаточно болезненный. Но поверьте, игра стоит свеч.