Доброго, уважаемые.
Что-то сегодня мне нестерпимо захотелось пофилософствовать. Похоже, внешняя политика располагает, так сказать.
Занималась я тут на днях редактированием перевода книги очень достойного автора – юнгианца, Натана Шварц-Сланта «Парадокс порядка и беспорядка». И на меня снизошло, очень хочется поделиться, хоть пока и сыро.
Размышления мои крутились сегодня вокруг темы хаоса, как необходимого инструмента обретения нового порядка. Сразу скажу, с товарищем Юнгом мы знакомы мало, через третьи руки, как бы. Но вот какие мысли меня посетили.Если я ошибаюсь, коллеги, исправьте меня.
Если взять за основу изначально стабильную систему некоего порядка, аналогичную здоровой психике обычного ребенка, то любой травматический компонент, а особенно из разряда экстремальных, должен вывести систему из равновесия, вызвать возмущение, как круги на воде от брошенного камня.Если камень не большой, а простор водной глади бескраен, то волнение вскоре сойдет на нет, как проходит, например, наша печаль по утраченному или обида на сказанное невзначай слово. Так порядок будет восстановлен. Но вот если камень – не камень, а целая скала, сорвавшаяся с горной вершины, а водички всего-ничего, то как бы ни была велика связь между молекулами воды, скала разорвет это притяжение и расколет зеркало воды на миллионы мельчайших капелек, которые разлетятся в разные стороны, не в силах больше удержать свой конур, границы некогда существовавшего водоема окажутся разорванными. Жидкость была преведена в состояние хаоса силой, гораздо превосходящей ее возможности сохранить целостность. Так она оказалась фрагментированной и не воостановимой. Но ведь психика – самовосстанавливающаяся система (читайте, душа бессмертна).
И тут мне подумалось, что в этом образе я вижу механизм появления диссоциативного расстройства идентичности. Как мы знаем, раскол закладывается в период начала второго года жизни, на стадии зарождения самости. Границы слабы, а интеграция поразительно цепкая. И если в этот момент психика сталкивается с травматическим компонентом, который раскалывает душу на части, внося в систему хаос, то личность ребенка этого возраста тут же «стягивает» осколки обратно, без разбору, без слияния. Так получается структура диссоциативного расстройства идентичности, «Франкенштейн», живая плоть души, наспех прихваченная во имя выживания суровой ниткой реальности.
Таким образом, был порядок, превратившийся в беспорядок и вновь собравшийся до уровня порядка, но утратив при этом уникальные внутренние связи.
Как-то так пока).