Примечание: возможны спойлеры
Скажу так, данное произведение мне понравилось. С одной стороны я его считаю чуть-ли не идеальным, а с другой стороны крайне удивительным. Идеальность, как по мне, проявляется в его "смотрибельности", когда ты хочешь посмотреть такое произведение, которое бы не погружало тебя в дебри отношений между персонажами, глубокую проработку тем и смыслов, не наваливало бы на тебя тонну информации об устройстве мира, а просто показывало бы что-то динамичное, даже прямолинейное или однонаправленное, но при этом не скатывалось в пустоту. И в данном понимании сие аниме — это для меня идеальное произведение, которое я бы с радостью даже пересмотрел, когда мне захотелось бы что-то подобное глянуть.
Но это именно по части того, как произведение смотрится в целом. Так как в основе произведения лежит война, то её тут тебе и показывают, не уходя за рамки этого. То есть аниме устроено весьма просто в этом плане, поэтому оно мне и понравилось. Но есть ещё и удивительная сторона, которая проявляется в том, что теоретически произведение может задеть "чувства" аж целых двух прослоек населения. А раз живём мы в век людей ко всему чувствительных, то об этом можно и упомянуть.
Но сначала о сюжете. Так как это исекай, то мы получаем не самого приятного, но крайне рационального и прагматичного героя, который в момент своей гибели встретился с "богом" и не поверил в него. На почве данного конфликта неверия "бог" делает так, чтобы герой переродился в мире, в котором идут постоянные войны, чтобы ГГ в момент бессилия и отчаяния всё же уверовал в этого "бога". Причём переродился герой в виде светловолосой хрупкой девушки, у которой даже родителей нет. Но, когда ГГ немного подрастает, то у неё (не понятно как позиционировать ГГ — он или она, так как в теле маленькой девочки, за которой мы в основном и наблюдаем, находится разум 30-40-летнего мужика) обнаруживают потенциал к магии, а так как в стране, в которой она оказывается, армия — это основа общества, то герой решает выслужится там и обустроить себе спокойную жизнь. Но не всё так просто оборачивается для героя. Он слишком хорошо проявляет себе, поэтому военное командование только и делает, что эксплуатирует его. К тому же и тот самый "бог" устраивает всё так, чтобы ГГ не жилось мирно и спокойно, по сути он чуть ли не охоту на героя объявляет, помогая его противникам.
В первом сезоне нам как раз обо всём этом и рассказывают. Сначала ГГ получает медаль за боевые действия, затем помогает с экспериментальными устройствами для магов, где "бог" шантажом заставляет героя молиться ему, чтобы получить больше силы. Затем ГГ показывает себя на фронте, после чего отправляется на дополнительное обучение, где уже его идеи реализует командование и дают ему сформировать особый батальон магов, который бы разносил всех и вся. После чего они участвую в различных операциях и под конец захватывают одну и стран противников (из крупных, потому что до этого были ещё мелкие завоёванные страны). И тут командование совершило ошибку, не поставило точку в войне, которую заметил ГГ и которую ему не дали исправить (добить силы противника, которые решили организоваться в другом месте), поэтому война продолжается и героев отправляют на южный фронт в пустыни. Конец сезона.
Фильм продолжает повествование. Герой ликвидирует оставшиеся войска в пустыне. Но так как страна ГГ навела шуму и страху, то начинают активизироваться другие страны, в частности восточный фронт, куда теперь и отправляют героя. Суть да дело, но ГГ смог отстоять позиции и прогнать наступающую армию, после чего он требует прошение о переводе в тыл, чтобы реорганизовать положение армии (устроиться на спокойном и мирном месте). Но счастье длилось недолго, его эксплуатируют как обычно, поэтому теперь под его командование отводится целая боевая группа. Конец.
OVA рассказывает о забавном событии между первым сезоном и фильмом, когда герой был в пустыне. Им из штаба в качестве провизии прислали макароны, но это же пустыня, как их тут готовить, если с водой большие проблемы, да и к макаронам что-нибудь нужно в виде соуса добавить, а то жрать их просто так не вкусно. Поэтому ГГ решается нападать на позиции вражеских войск, которым поставляется различное снабжение. В итоге всех кого можно победили, провизию забрали, к тому же ещё и вкусно покушали. Конец.
Как-то многовато слов я потратил на описание сюжета, хотя вся суть укладывается в фразу: война войной, а обед в качестве серии OVA по расписанию. Но да ладно, перейдём к тому, что мне кажется немного удивительным.
Самое очевидное, что здесь может не понравится и даже задеть, — это то, как часть исторического прошлого вплетена в фэнтезийное произведение (есть магия, перерождение и сущность в виде бога, а значит к жанру подходит). Причём по сюжету нам не показывают реальное историческое прошлое, а переносят в другой мир. Но, скажем так, этот другой мир слишком сильно отсылается к реальному и явно показанные страны в произведении имеют свой исторический аналог. Франция, СССР, часть Африки, возможно, Великобритания и США, и, конечно же, Германия. Причём затрагивается исторический период первой и второй мировой войны (сперва вроде только первой, но, учитывая быстрое развитие происходящих событий, то отсылок больше именно ко второй). И вот ту возникает вопрос: нам предлагают болеть за Германию (учитывая, что ГГ выступает на стороне империи явном аналоге Германии)? А учитывая приближённость других стран к реалиям ВМВ, то болеть приходится за нацистскую Германию? Создатели данного произведения, конечно, интересные люди, но не настолько, так как скорее нам показывают Германскую империю (как раз периода ПМВ), не развивая события в стране к правлению Гитлера. Хотя, учитывая приближенность других стран и событий в сюжете ко ВМВ, не удивительна логическая связь с нацистской Германией.
И в целом я даже не против такого вплетения исторических аналогов и отсылок в художественное произведение даже фэнтезийного жанра (весьма удачный и занятный пример использования реальных исторических личностей в аниме "Скитальцы" было). Но вот вопрос: нужно ли подобное данному аниме? Мне больше кажется, что нет, чем да. Подано ли это как-то интересно? Имеет ли подобное использование истории сюжетную значимость? Я так не думаю. Единственное для чего всё это здесь нужно — для высмеивания. Других оправданий вплетения исторических аналогов я не вижу. И это неплохо ложится на общий антивоенный посыл, который проявляет себя через слова ГГ, через показ войны без прикрас с бесконечным количеством жертв, через то, с какой стороны нам показывают военное командование, даже через извечный парадокс войны и убийства ради мира и т. п., не смотря на содержательную сторону произведения, где за войной и убийствами мы наблюдаем с интересом и наслаждением.
Но если вы высмеиваете, то почему так однобоко? Тут буквально фильм построен на гипертрофированном образе СССР, где в столице государства плакаты лидера через каждые 10 метров висят, где есть огромная статуя лидера, которая сделана из некачественных материалов, где все маги обязательно отправлены в лагеря, где людей прямо с совещания под руки в тюрьму отправляют, где людей в сражении тысячами на убой отправляют, где аналог Берии в возбуждённом состоянии пускает слюни, говоря о маленькой девочке. И как бы ладно. Допустим. В художественном произведении можно такие образы использовать для своих целей. Но есть ли что-то подобное по отношению к другим странам? Не особо. Про аналог Франции говорят, что они сдали столицу без боя, чтобы фасады зданий сохранить. И почему-то более словесно острого мы ничего не слышим, как это было с аналогом СССР. И как мне кажется, такой подход явно может некоторых задеть за живое.
Другой же удивительный момент связан с этим самым "богом". Это уже, конечно, притянуто, но, если постараться, то и оскорбление чувств верующих тут можно отыскать. Этот "бог" показан здесь единым и именно к нему обращаются молящиеся, поэтому его можно считать не просто мифологическим или придуманным для произведения, а вполне таким же, каким его видят реальные верующие. И показан он тут весьма не с хорошей стороны. Ведь шантаж, божественная помощь мстящим, которые преисполнены одной лишь ненавистью, а также подогревание военного конфликта — это ведь не есть хорошо, это ведь "бога" показывает с неприятной стороны. Но это как бы просто забавная и притянутая мысль (тем более сам конфликт человека разумного против "бога" мне нравится как поставлен), в отличии от исторического вплетения. Таким образом мне видится, что произведение явно балансирует на грани и что оно явно пытается задеть определённые группы людей. И это даже забавно и удивительно, что аниме решается на такое.
Ну да ладно. Что ещё можно помимо всего этого отметить? Мне понравилось как произведение начинается. Сперва нам представляют героя, за которым мы всё время будем наблюдать, а уже затем нам рассказывают его предысторию с исекайной частью. Я люблю такой подход, где персонажа с его характером презентуют до начала всей истории. Но мне не хватило работы с восхитительным образом маленькой девочки на войне и в пылу битвы. Безумно прикольный образ, где совмещаются противоречивые друг другу составляющие. Причём работы не с сам персонажем мне не хватило, так как с ним всё хорошо и даже больше (за образом внешней невинности расстилается поле трупов), а работы с отношением других людей к этому образу. Такие сцены присутствуют ("у меня дочь чуть старше тебя", — из уст военного; реакция других военных, когда они отправляют ГГ на самоубийственные миссии; нельзя употреблять алкоголь, но убивать можно; и т. п.), но как будто их недостаточно (слишком быстро к персонажу привыкают), по крайней мере мне должного контраста, который можно выжать из этого образа, не хватило.
Неплохо тут ещё подана другая сторона военного конфликта через личную историю человека со вражеской по отношению к ГГ стороны. Что-то похожее было в аниме "Владыка", только намного глубже, так как там нас погружали в историю вражеской по отношению к ГГ стороны и даже повествование вели с их стороны, а здесь нам лишь показывают историю одной семьи, где сначала отец пытался противостоять ГГ, а затем его дочь, чтобы отомстить за смерть отца. Скажем так, в данном случае больше на антивоенную тему играют, показывая, что в любой войне нет разделения на определённо плохих и определённо хороших, все плохие, так как убивают друг друга ради мира.
И есть ещё такой момент в произведении, который кажется мне уже немного странным. На уровне идеи — это прикольно, но по сути вызывает вопросы. Разность между имеющимся вооружением и технологиями. Оружие нам показывают приближенное к нашему реальному миру времён ПМВ и ВМВ — начиная от винтовок, заканчивая танками и самолётами. Но есть ещё и магия, причём эта магия не работает без технологий (хотя то, как работает магия нам не говорят). В этом мире есть специальные устройства для выявления магии, есть устройства с работающими ядрами для использования магии, есть специальные устройства для полёта магов, даже летательные аппараты со скоростью в 1,5 маха тут разрабатываются (что немного отходит от реального вооружения времён ВМВ, как я себе представляю), но оружие здесь используется обычное и используется оно как-то своеобразно (то ли там патроны магией заряжаются, то ли заклинания накладываются на патроны — не понятно). И это немного странно выглядит, что уровень технологически-магического прогресса не смог на вооружение магам представить оружие отличное от оружия не магов или даже с таким прогрессом осуществить переворот в обычном вооружении. Складывается такое ощущение, что это просто ленивый ход, когда в сеттинг реальности запихивают магию, но не делают поправки на эту самую магию в развитии мира.
Ну и относительно визуальной части. Она очень даже хороша, если только не сильно обращать внимание на лица персонажей, которые простовато выглядят. Но зато во всём остальном — задники, общие планы, анимация тем более — крайне приятно смотрится, особенно для произведения, которое основано на показе действий, тем более военных (в фильме так сцена сражения ГГ и мстящей за отца дочери выглядит превосходно). Музыка также прекрасна, особенно крайне бодрые треки в опенинге и эндинге звучат.
В общем, очень даже неплохо, смотрится на ура, правда, кому-нибудь явно может не понравится то, как тут к некоторым щекотливым вопросам подходят.