Найти тему
Вестник истории

Каким был кардинал Ришелье в действительности?

Многим знаком историко-приключенческий роман «Три мушкетёра». Большинство героев существовали в реальности, или имели прототипы. Например, Миледи Винтер сочетала в себе образы графини Карлайл (Люси Хэй), современницы Людовика XIII, и аферистки Жанны Де Ламотт, жившей на столетие позже. Наибольшей загадкой для исследователей остаётся личность Портоса. А вот кто точно не нуждается в представлении, это кардинал Ришельё.

В романе он представлен, как антагонист, однако назвать его отрицательным героем нельзя. В конце книги он примиряется с мушкетёрами, а в романе «Двадцать лет спустя», его всячески поминают добрым словом, ведь кардинал Мазарини во многом уступал покойному к тому времени Ришельё.

Кардинал был личностью поистине легендарной. Это был человек блестящего ума и железной воли, оставивший заметный след в истории как Франции, так и всей Европы.

Кем же он был в действительности?

Ранние годы

Арман-Жан дю Плесси де Ришельё, прозванный позже «красным кардиналом», родился в 1585 году в поместье Ришельё. Происходил из знатной, но обедневшей семьи. В детстве был хрупким и болезненным, потому играм с другими детьми предпочитал уединённое времяпровождение за книгами. Когда Арману было всего пять лет, умер его отец, мать же осталась одна с пятью детьми и немалыми долгами. Будущий кардинал уже в детстве мечтал о восстановлении утраченной чести семьи и мечтал о той роскоши, которая некогда царила в запустевшем поместье.

Поначалу Арман стремился в офицеры королевской кавалерии. Он считал, что у него есть все качества, необходимые для военной службы – воля, решительность и ум.

Однако вскоре встал вопрос о будущем семьи Плесси. Основным источником доходов служила должность католического духовного лица епархии в районе Ла-Рошели, дарованный Плесси ещё Генрихом III в 1516 году. Чтобы сохранить этот источник доходов, поддерживавший семью на плаву, кто-то из сыновей покойного Франсуа Дю Плесси должен был принять монашеский сан. Однако старший брат Армана ушёл в монастырь, отказавшись от епископства. Тогда Арман решил действовать и пожертвовать военной карьерой, к которой так стремился. В 1607 году начинается духовная карьера будущего королевского советника.

Однако Арман был ещё слишком юн, чтобы принять сан. По этой причине ему потребовалось благословление Папы Римского, и тогда ещё аббат Ришельё отправился в Рим, скрыв от Папы свой слишком юный возраст. Папа даровал молодому аббату сан епископа, а после церемонии Арман покаялся в том, что обманул понтифика. Папа, однако, решил оставить Ришельё его сан, сказав: «Справедливо, чтобы молодой человек, обнаруживший мудрость, превосходящую его возраст, был повышен досрочно».

Павел V
Павел V

17 апреля 1607 года двадцатидвухлетний Арман-Жан дю Плесси принял имя Ришелье и сан епископа Люсонского. Тем не менее, новоявленный епископ оказался «сапожником без сапог» - на месте некогда процветающего аббатства остались одни руины, как напоминание о религиозных войнах, раздиравших Францию в XVI веке.

Но Ришельё не унывал – сан епископа позволял ему посещать различные мероприятия государственного уровня, и даже быть вхожим в королевский дворец. Правивший в то время Генрих IV очень скоро попал под влияние Ришельё. Поражённый его умом и красноречием, он часто обращался к нему за советом или благословлением. Король называл Ришельё не иначе, как «мой епископ».

Король Генрих IV
Король Генрих IV

Резкий взлёт провинциального епископа не понравился многим придворным, особенно тем, кто прежде имел огромное влияние на короля. Окружённый сплетнями и интригами, вскоре епископ вынужден был покинуть столицу и вернуться в Люсон. Несколько лет он занимался восстановлением хозяйственной деятельности монастыря, а также написал теологический трактат (впервые – на родном языке), где подробно отразил положение дел во Франции.

Возможно, он никогда бы не смог достичь таких вершин, но случай снова повлиял на жизнь Ришельё: в 1610 году король Генрих IV был убит фанатичным католиком, что привело к новому всплеску сепаратизма. Назначенная регентшей при Людовике XIII Мария Медичи не могла навести порядок в стране и в армии: насквозь коррумпированное правительство оказалось неспособно справиться с вызовами времени. Военные неудачи ещё больше усугубили ситуацию. Фактически, для короны напрямую встал вопрос о политическом выживании. В конце концов, королева-мать решила пойти на переговоры с сепаратистами. Тут-то и потребовалась помощь когда-то изгнанного из Парижа Ришельё. Епископ Люсонский охотно согласился выступить посредником на этих переговорах, и оказанное доверие он оправдал сполна. Так епископ Люсонский стал не только вхож во дворец, но и закрепил своё положение, избравшись в 1614 году в Генеральные Штаты представителем духовенства от провинции Пуату.

Так началась политическая карьера Ришельё.

Мария Медичи
Мария Медичи

Политическая карьера

С самого начала будущий кардинал оказался меж двух огней: делегаты Генеральных Штатов конфликтовали между собой. Особенно – первое и третье сословия. Ришельё, будучи духовником, всячески поддерживал сохранение церковных привилегий от посягательств представителей светских сословий (буржуа), но в конфликте занял нейтральную позицию. Он стремился привести стороны к компромиссу, и время от времени организовывал встречи контактных групп, и вскоре в Генеральных Штатах воцарился относительный мир.

В очень скором времени Ришельё доверили произнести парадную речь от имени духовенства в честь заключительной сессии Генеральных Штатов.

Тем временем, Мария Медичи снова решила приблизить ко двору Ришельё. Королева-мать не хотела так просто отдавать власть, несмотря на то, что Людовик XIII уже достиг совершеннолетия. Ришельё поначалу был назначен духовником Анны Австрийской, но в скором времени был повышен до государственного секретаря по военным делам и внешней политике.

И как раз в первый год нахождения Ришельё на посту, началась война с Испанией, угрожавшая внутренней стабильности Франции. В скором времени Ришельё стал жертвой придворных интриг, и сперва был отстранён от должности, затем сослан в Авиньон. Однако контактов с короной не прекратил: в течение нескольких лет он активно переписывался с Марией Медичи и Людовиком XIII. А вскоре при помощи королевы-матери Ришельё смог получить сан кардинала. Французские принцы крови Конде, Суассон и Буильон подняли против короля мятеж, и тому пришлось отступить. Проведя серию переговоров с королевой-матерью, Людовик вскоре вынужден был выполнить её требования и назначить Ришельё кардиналом. Официально он получил сан в сентябре 1622 года, но лишь в 1624 году смог вернуться в Париж. К тому времени Мария Медичи была уже в полной зависимости от хитроумного кардинала. Королева-мать не могла, фактически, шагу ступить без его одобрения. Людовик не доверял кардиналу, но вынужден был считаться с его мнением, поскольку к тому времени все прежние министры умерли, а новое правительство всё ещё находилось в стадии формирования.

Уже тогда Ришельё начал вести себя, как хозяин. В августе 1624 года правительство было распущено, а кардинал Ришельё назначен первым министром короля. На этом посту он пробыл 18 лет.

Король Людовик XIII
Король Людовик XIII

Отношения кардинала с королём всё же оставались крайне напряжёнными. Людовик питал к своему советнику настоящую антипатию, но не мог ни избавиться от него, ни даже свести его влияние к минимуму. Вся фактическая власть оказалась в руках хитроумного кардинала. Он никому полностью не доверял, даже своим подчинённым. «Всякий, кто узнает мои мысли, должен умереть», - говорил он.

Кардинал с успехом разоблачал все заговоры и попытки себя потеснить. Разумеется, он нажил себе немало врагов. Особенно напряжённые отношения сложились с королевой Анной Австрийской, которую ироничный министр всячески стремился уязвить и высмеять. На этой почве королева даже сдружилась с Марией Медичи, которую прежде едва терпела, ведь теперь у них был общий враг. Королева-мать сама осталась у разбитого корыта, ведь её влияние было, фактически, сведено на «нет». Король же оказался меж двух огней. Тем не менее, он неизменно делал выбор в пользу кардинала, опасаясь своей матери.

Анна Австрийская
Анна Австрийская

Было, однако, у кардинала и слабое место – он ничего не понимал в военном деле, и предпочитал действовать по обстановке, а проблемы решать по мере их поступления. Перво-наперво он считал необходимым разгром гугенотов, фактически, имевших политическую самостоятельность. До поры он придеривался курса на поддержание хрупкого баланса, но вскоре случилось английское вторжение, что дало Ришельё повод объявить войну гугенотам, поддержавшим английских интервентов. Англичанам не удалось добиться сколько-нибудь значимых успехов. Авантюра, в которую Великобританию втянул герцог Бэкингем, закончилась весьма плачевно. А в скором времени началась многомесячная осада Ла-Рошели, главной крепости гугенотов. За 9 месяцев осады в городе от голода умерло 15 тысяч его жителей, и в октябре 1628 года крепость капитулировала.

Спустя 3 месяца был подписан мирный договор, положивший конец религиозным войнам во Франции. Усилиями Ришельё, протестантам сохранялись все права, дарованные соглашениями от 1598 года за исключением права иметь крепости. Политические и военные привилегии также упразднялись, однако этот шаг в итоге укрепил внутреннюю стабильность во Франции и позволял в условиях внешней угрозы рассчитывать на помощь протестантских государств, состоявших в военном союзе с Францией.

Анри-Поль Мотт «Кардинал Ришельё при осаде Ла-Рошели»
Анри-Поль Мотт «Кардинал Ришельё при осаде Ла-Рошели»

Кардинал продолжал политику укрепления власти короны. Так борьба с феодами приобрела невиданный размах. Замки были лишены укреплений, чтобы в случае новой гражданской войны не превратиться в оплот оппозиции, а также были запрещены дуэли. Фактически, Ришельё держал всю Францию в ежовых рукавицах. Его усилиями неподчинение короне стало не привилегией, а нарушением закона. Феоды оказались лишены прежних свобод.

Тридцатилетняя война

До поры кардинал старался избегать вмешательства в войну. Однако испанское вторжение вынудило кардинала пересмотреть свои планы. Первоначально испанцы добились впечатляющих успехов, взяв Ла-Рошель. Тогда французы после перехода через Альпы наносят неожиданный удар во фланг испанским войскам. Этот ход был довольно удачным, однако положение Франции было тяжёлым, и испанцы сумели склонить Ришельё к переговорам. Тот согласился, но в последний момент отказался подписывать мирный договор. В ответ испанцы обратились к Папе Урбану VIII с требованием отлучить французского короля от церкви. Эта новость ошеломила Марию Медичи. Она истерично требовала от Людовика отстранить Ришельё. Никогда прежде положение Ришельё не было настолько шатким.

Король после некоторых колебаний всё же склонился к тому, чтобы оставить Ришельё при должности. Такой выбор объяснялся весьма просто: Людовик, при всей своей антипатии к кардиналу, стремился оградить себя от влияния матери, и только Ришельё мог ему в этом помочь.

В скором времени Франция оказалась полноценной участницей Тридцатилетней войны. Именно здесь протестанты встали бок о бок с католиками. Поначалу французы потерпели ряд досадных поражений, но в скором времени, оправившись от них, сумели переломить ситуацию в свою пользу. К 1640 году французская агентура сумела вызвать антииспанские восстания в Каталонии (находилась под властью французской короны с 1640 по 1659) и Португалии, а в 1643 году войска принца Де Конде в битве при Рокруа нанесли испанцам тяжёлое поражение, что положило конец габбсбургскому доминированию в Европе.

-8

Смерть

Здоровье время от времени подводило кардинала, и ему приходилось отлучаться от государственных дел, чтобы подлечиться. Но в 1642 году состояние его резко ухудшилось. Ришельё, к тому времени имевший титул герцога, уехал лечиться на целебные воды Бурбон-Ланси. Состояние его с каждым днём ухудшалось, но он продолжал принимать у себя генералов, министров и различные делегации. Можно сказать, даже на смертном одре он продолжал издавать распоряжения и приказы.

28 ноября 1642 года врачи поставили диагноз: гнойный плеврит. Предусмотренное в таких случаях кровопускание лишь ещё сильнее ослабило больного. Ришельё уже не вставал с постели. В скором времени его навещает сам король. 2 декабря 1642 года они увиделись в последний раз.

«Вот мы и прощаемся. Покидая Ваше Величество, я утешаю себя тем, что оставляю Ваше королевство на высшей ступени славы и небывалого влияния, в то время как все Ваши враги повержены и унижены. Единственно, о чем я осмеливаюсь просить Ваше Величество за мои труды и мою службу, это продолжать удостаивать Вашим покровительством и Вашим благоволением моих племянников и родных. Я дам им свое благословение лишь при условии, что они никогда не нарушат своей верности и послушания и будут преданы Вам до конца»

Это были последние слова умирающего Ришельё. Король исполнил его последнюю волю и назначил преемником кардинала Мазарини.

Кардинал Мазарини
Кардинал Мазарини

4 декабря 1642 года герцог Ришельё скончался. Его личность обросла множеством мифов и легенд. Однако что отмечали его современники, это выдающиеся заслуги перед Францией.

Франсуа де Ларошфуко вспоминал:

«Суровость его правления привела к обильному пролитию крови… но взятие Ла-Рошели, сокрушение партии гугенотов, ослабление Австрийского дома, такое величие в его замыслах, такая ловкость в осуществлении их должны взять вверх над злопамятством частных лиц и превознести его память хвалою, которую она по справедливости заслужила».

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Мы будем очень признательны любой поддержке!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц