Найти тему
Изучаю людей

Слышит - но не понимает

Вроде слышит хорошо, слух проверяли. Но если над ухом хлопнуть - даже головы не повернет. На имя не отзывается. Зато пылесоса панически боится.

Едем дальше. В предыдущих статьях на канале я рассказывала о диагностике речевых нарушений у детей, и на очереди новое обсуждение.

Диспраксия или алалия? Ну, во-первых, если вы не в России, то скорее всего только диспраксия, см. предыдущую статью. В России - возможно тоже. Но если обратиться к классической литературе, то говоря алалия, подразумеваем - диспраксию. 

В основной классической логопедической литературе (Ковшиков, Бадалян) - диспраксия обозначается как основной симптом моторной алалии.

То есть алалии без диспраксии не бывает. Сейчас об этом, опять-таки, как я писала в предыдущей статье, спорят. Но по классике -так. Бывает ли диспраксия без алалии? Та же классическая логопедическая литература отдельно диспраксию не выделяет, говоря о ней только как о симптоме алалии. Поэтому - опять спорим. Лично я за то, чтобы отдельно диспраксию таки выделять. Поскольку ее и у безречевых видно. А идея ставить сразу алалию безречевым, как я опять-таки в прошлой статье писала, мне не нравится. 

Едем ещё дальше, слуховые агнозии. Как и диспраксии, бывают нескольких форм, но я не хочу пересказывать Википедию. Агнозия или дисгнозия - нарушение восприятия. Разного, но мы сейчас только про слуховое. Физический слух сохранен, а вот процесс восприятия, обработки звука нарушен.

В тяжёлых случаях ребенок не распознает даже неречевые звуки, не имея понятия, что визг тормозов над ухом имел прямое отношение к его жизни, а вот от этого шума паниковать не надо, это всего лишь мама фен включила. В более лёгких - неречевые распознает, но все наши слова для него примерно то же, что чириканье воробья за окном, с тем же количеством смысла. В ещё более лёгком случае - общий смысл речи вроде понятен, но только общий. Так называемое бытовое понимание речи.

Очень часто такие дети понимают речь мамы и не понимают речи другого человека. Маму они неплохо изучили, и помимо собственно речи умеют ориентироваться на ее интонацию, мимику, позу, дополняя этими составляющими нераспознанное в речи. И тогда мама сильно удивлена на консультации - странно, дома он это понимал! Да, так тоже бывает. 

Какое отношение агнозии имеют к диспраксии и, соответственно, алалии? 

При агнозии диспраксия будет всегда, обязательно. Механизм очень простой - неправильно слышу, и воспроизвожу тоже с вариантами. А вот диспраксия без агнозии - бывает. При ДЦП например довольно часто. При синдроме Дауна. 

А вот с аутизмом история интересная. Если рассматривать аутизм как сенсорное нарушение (а мне нравится эта точка зрения), то слуховая дисгнозия при аутизме будет обязательно - это один из видов восприятия. А если есть дисгнозия - см. выше, есть и диспраксия. 

Если аутизм как сенсорное нарушение не рассматривать, то все равно вряд ли можно спорить с тем, что тогда львиная доля тех состояний, которые называют аутизмом - включают массивные сенсорные нарушения. И, см. выше, в том числе слуховую дисгнозию, 

Вот так вот все непросто и неоднозначно. Единого для всех учебника, где вся эта диагностическая каша по пунктам расписана, пока нет. Возможно напишут.

В следующей статье поговорим о прогнозах, что во что вытекает и преображается, и что, наконец, может вытечь в долгожданную норму.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист. Пообщаться с автором можно в Телеграме . Записаться на консультацию - на сайте .

Диагностический курс "Проблемы в развитии" - действительно летнее предложение.