Русские усадьбы... Как немного их сохранилось, чудесных построек ХVIII-ХIХ веков, и как безжалостно обошлось время с редкими памятниками искусства. Даже в скромных залах краеведческих музеев предметы быта давних времен, пощаженные всеразрушающим тлением, смотрятся как драгоценные свидетельства высокой культуры русского народа. И нет большего счастья для исследователя, чем открытие замечательных памятников старинного искусства, которые созданы руками талантливых мастеров и находились в незаслуженном забвении у потомков.
Эти холсты долгое время хранились в фондах Солигаличского краеведческого музея. Несколько полотен, несмотря на плохую сохранность, работники музея поместили в экспозицию, остальные были прочно определены в инвентарь запасника. В книгах-описях сухим бухгалтерским языком именовалась каждая единица поступления. Автор, название, размер, техника, место происхождения, порядковый номер. И хотя имя автора не представлялось анонимным (на обороте почти всех холстов стояла его личная подпись), а в графе «Откуда поступило произведение» значилось одно и то же место, полотна несколько десятков лет ждали своего открытия. И открытие это, как чаще всего бывает в музейной практике, явилось делом случая.
Директор Костромского музея изобразительных искусств Виктор Игнатьев во время служебной поездки в старый русский городок Солигалич обратил внимание на холсты, удивительно похожие один на другой по внешним признакам. Чтобы определить их подлинную ценность, он вывез несколько портретов в Кострому. Предварительное изучение находок дало многообещающие результаты и привело Виктора Игнатьева и автора этих строк в запасники Солигаличского краеведческого музея. На месте мы отобрали около десяти портретов, происходящих из бывшего имения дворянского рода Черевиных «Нероново», что расположено недалеко от Солигалича. И все же подлинное значение находки оставалось для нас проблематичным. Мы знали имя художника, даты написания большинства портретов, знали даже, кого изобразил живописец ХIII века. Но о самом главном смысле нового открытия о художественных качествах живописи, об искусстве старого мастера, о его таланте — мы не имели представления, ибо творения художника скрывала непрозрачная пленка лака, а отдельные обветшавшие холсты искажали прорывы и осыпи красочного слоя вместе с грунтом.
Реставрировали вновь найденные картины художники Центральной мастерской имени И. Э. Грабаря. Раскрывали живопись, укрепляли грунт, чинили непрочный холст. Работа реставраторов заслуживает самой высокой оценки. Они первыми увидели, поняли и оценили по достоинству высокий класс открывающейся живописи. Реставраторы отнеслись бережно ко всем полотнам, и благодаря их творческому труду портреты предстали перед современным зрителем почти в том самом виде, какой они имели по выходе из мастерской художника.
Родословная Черевиных по известным нам документам уходит своим началом в ХV век. Имена представителей этого рода встречаются в описаниях многих важных событий из жизни государства Российского. Они указывали немалые услуги отчизне , поддерживали ее правителей, а иногда вступали с ними в справедливую борьбу. Восемнадцатый век — особо знаменательная эпоха в истории черевинского семейства.
Иван Черевин, один из просвещенных людей своего времени, отличался не только военными доблестями и верноподданническими настроениями. Для нас он интересен скорее как человек высокой культуры и энциклопедической образованности. Остатки черевинской библиотеки, формирование которой началось еще при жизни Ивана Черевина, могут привести в восторг любого библиофила. В такой библиотеке могли работать Дидро и Вольтер, настолько разнообразно и полно она укомплектована. Видимо, при этом Черевине заложены основы строительства неплохо сохранившейся до наших дней усадьбы «Нероново». Здесь, в «медвежьем углу», далеко от обеих столиц, Иван Григорьевич вместе с сыном Петром возводят здание, лишенное провинциального скудоумия и однообразности. Построенные «во вкусе умной старины» барский дом, флигеля, церковь отличаются хорошим вкусом зодчих и требовательностью заказчиков. На фотографиях начала ХХ века запечатлены интерьеры главного здания. «Везде высокие покои, в гостиной штофные обои, портреты дедов на стенах». Эти пушкинские строки могут служить документальными подписями к старым фотокадрам. Автором большинства черевинских портретов был талантливый художник Григорий Островский.
Главное начало, свойственное всем солигаличским находкам,— искренняя любовь художника к своему творчеству. Григорий Островский — прежде всего живописец, и на окружающих его людей он смотрит глазами художника, глазами умными и зоркими. От него не ускользают тончайшие нюансы характеров портретируемых персонажей, их жизнь хорошо знакома ему, он знает заказчиков и, подобно составителю хроники, рассказывает нам о судьбах современников. В каждом портрете работы Островского раскрывается жизненный мир позирующего ему человека, и достигнута эта душевная глубина исключительно средствами живописи, ибо литературно-повествовательные элементы полностью отсутствуют в манере Григория Островского.
Живописец из «Неронова» был художником смелым, любящим и тонко чувствующим чудодейственную игру красок. Он, предпочитает открытые яркие цветовые сочетания приглушенной лессировочной манере. Сразу может броситься в глаза некоторая аппликативность в написании деталей портретов, но она скорее результат своеобразной живописной системы, чем свидетельство примитивности исполнения. Какой щедрой, умелой рукой написаны украшения на женских платьях, как любовно отшлифованы драгоценные камни и сережки, сколь живо и материально передана фактура тканей. Все эти детали организованы в целостную гармонию и служат основной цели — выражению духовной сути портретируемого.
Находка в Солигаличе — начало большого исследования творчества еще одного великолепного русского мастера ХVIII века. Удастся ли отыскать свидетельства современников о творчестве Григория Островского — дело времени и случая. Но уже сейчас ясно, что мы имеем счастье быть сопричастными к искусству незаурядного художника, прославившего свою эпоху и свой народ.
В настоящее время работы Островского переданы на хранение в Костромской музей изобразительного искусства.
Савелий Ямщиков