Найти тему
IZ

Находка в Солигаличе

Русские усадьбы... Как немного их сохранилось, чудесных построек ХVIII-ХIХ веков, и как безжалостно обошлось время с редкими памятниками искусства. Даже в скромных залах краеведческих музеев предметы быта давних времен, пощаженные всеразрушающим тлением, смотрятся как драгоценные свидетельства высокой культуры русского народа. И нет большего счастья для исследователя, чем открытие замечательных памятников старинного искусства, которые созданы руками талантливых мастеров и находились в незаслуженном забвении у потомков.

Григорий Островский
Григорий Островский

Эти холсты долгое время хранились в фондах Солигаличского краеведческого музея. Несколько полотен, несмотря на плохую сохранность, работники музея поместили в экспозицию, остальные были прочно определены в инвентарь запасника. В книгах-описях сухим бухгалтерским языком именовалась каждая единица поступления. Автор, название, размер, техника, место происхождения, порядковый номер. И хотя имя автора не представлялось анонимным (на обороте почти всех холстов стояла его личная подпись), а в графе «Откуда поступило произведение» значилось одно и то же место, полотна несколько десятков лет ждали своего открытия. И открытие это, как чаще всего бывает в музейной практике, явилось делом случая.

Портрет Дмитрия Петровича Черевина, 1774
Портрет Дмитрия Петровича Черевина, 1774
Портрет Елизаветы Петровны Черевиной
Портрет Елизаветы Петровны Черевиной
Портрет Дмитрия Петровича Черевина
Портрет Дмитрия Петровича Черевина
Портрет неизвестной, 1777
Портрет неизвестной, 1777

Директор Костромского музея изобразительных искусств Виктор Игнатьев во время служебной поездки в старый русский городок Солигалич обратил внимание на холсты, удивительно похожие один на другой по внешним признакам. Чтобы определить их подлинную ценность, он вывез несколько портретов в Кострому. Предварительное изучение находок дало многообещающие результаты и привело Виктора Игнатьева и автора этих строк в запасники Солигаличского краеведческого музея. На месте мы отобрали около десяти портретов, происходящих из бывшего имения дворянского рода Черевиных «Нероново», что расположено недалеко от Солигалича. И все же подлинное значение находки оставалось для нас проблематичным. Мы знали имя художника, даты написания большинства портретов, знали даже, кого изобразил живописец ХIII века. Но о самом главном смысле нового открытия о художественных качествах живописи, об искусстве старого мастера, о его таланте — мы не имели представления, ибо творения художника скрывала непрозрачная пленка лака, а отдельные обветшавшие холсты искажали прорывы и осыпи красочного слоя вместе с грунтом.

Портрет молодого мужчины
Портрет молодого мужчины
Портрет Алексея Михайловича Ярославова, 1776
Портрет Алексея Михайловича Ярославова, 1776
Портрет Елизаветы Петровны Черевиной, 1773
Портрет Елизаветы Петровны Черевиной, 1773
Портрет Ивана Григорьевича Черевина, 1741
Портрет Ивана Григорьевича Черевина, 1741
Копия с портрета Ивана Григорьевича Черевина 1741 года
Копия с портрета Ивана Григорьевича Черевина 1741 года

Реставрировали вновь найденные картины художники Центральной мастерской имени И. Э. Грабаря. Раскрывали живопись, укрепляли грунт, чинили непрочный холст. Работа реставраторов заслуживает самой высокой оценки. Они первыми увидели, поняли и оценили по достоинству высокий класс открывающейся живописи. Реставраторы отнеслись бережно ко всем полотнам, и благодаря их творческому труду портреты предстали перед современным зрителем почти в том самом виде, какой они имели по выходе из мастерской художника.

Родословная Черевиных по известным нам документам уходит своим началом в ХV век. Имена представителей этого рода встречаются в описаниях многих важных событий из жизни государства Российского. Они указывали немалые услуги отчизне , поддерживали ее правителей, а иногда вступали с ними в справедливую борьбу. Восемнадцатый век — особо знаменательная эпоха в истории черевинского семейства.

Иван Черевин, один из просвещенных людей своего времени, отличался не только военными доблестями и верноподданническими настроениями. Для нас он интересен скорее как человек высокой культуры и энциклопедической образованности. Остатки черевинской библиотеки, формирование которой началось еще при жизни Ивана Черевина, могут привести в восторг любого библиофила. В такой библиотеке могли работать Дидро и Вольтер, настолько разнообразно и полно она укомплектована. Видимо, при этом Черевине заложены основы строительства неплохо сохранившейся до наших дней усадьбы «Нероново». Здесь, в «медвежьем углу», далеко от обеих столиц, Иван Григорьевич вместе с сыном Петром возводят здание, лишенное провинциального скудоумия и однообразности. Построенные «во вкусе умной старины» барский дом, флигеля, церковь отличаются хорошим вкусом зодчих и требовательностью заказчиков. На фотографиях начала ХХ века запечатлены интерьеры главного здания. «Везде высокие покои, в гостиной штофные обои, портреты дедов на стенах». Эти пушкинские строки могут служить документальными подписями к старым фотокадрам. Автором большинства черевинских портретов был талантливый художник Григорий Островский.

Главное начало, свойственное всем солигаличским находкам,— искренняя любовь художника к своему творчеству. Григорий Островский — прежде всего живописец, и на окружающих его людей он смотрит глазами художника, глазами умными и зоркими. От него не ускользают тончайшие нюансы характеров портретируемых персонажей, их жизнь хорошо знакома ему, он знает заказчиков и, подобно составителю хроники, рассказывает нам о судьбах современников. В каждом портрете работы Островского раскрывается жизненный мир позирующего ему человека, и достигнута эта душевная глубина исключительно средствами живописи, ибо литературно-повествовательные элементы полностью отсутствуют в манере Григория Островского.

Портрет Анфисы Петровны Черевиной
Портрет Анфисы Петровны Черевиной
Портрет Марии Михайловны Черевиной, 1774
Портрет Марии Михайловны Черевиной, 1774
Портрет Натальи Степановны Черевинойй, 1774
Портрет Натальи Степановны Черевинойй, 1774

Живописец из «Неронова» был художником смелым, любящим и тонко чувствующим чудодейственную игру красок. Он, предпочитает открытые яркие цветовые сочетания приглушенной лессировочной манере. Сразу может броситься в глаза некоторая аппликативность в написании деталей портретов, но она скорее результат своеобразной живописной системы, чем свидетельство примитивности исполнения. Какой щедрой, умелой рукой написаны украшения на женских платьях, как любовно отшлифованы драгоценные камни и сережки, сколь живо и материально передана фактура тканей. Все эти детали организованы в целостную гармонию и служат основной цели — выражению духовной сути портретируемого.

Портрет Прокофия Ивановича Акулова, 1775
Портрет Прокофия Ивановича Акулова, 1775
Портрет Натальи Степановны Черевинойй, 1774
Портрет Натальи Степановны Черевинойй, 1774
Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой, 1776
Портрет Анны Сергеевны Лермонтовой, 1776
Портрет Михаила Ивановича Ярославова, 1776
Портрет Михаила Ивановича Ярославова, 1776

Находка в Солигаличе — начало большого исследования творчества еще одного великолепного русского мастера ХVIII века. Удастся ли отыскать свидетельства современников о творчестве Григория Островского — дело времени и случая. Но уже сейчас ясно, что мы имеем счастье быть сопричастными к искусству незаурядного художника, прославившего свою эпоху и свой народ.

В настоящее время работы Островского переданы на хранение в Костромской музей изобразительного искусства.

Савелий Ямщиков