Найти в Дзене
Исторический Архив

Самая большая Эпос в мире

Оглавление

В мире нет более крупного произведения, чем эпос "Манас", и он по праву считается самым большим произведением мирового литературного наследия. Текст эпоса в 20 раз больше "Илиады" и "Одиссеи" великого Гомера. В пять раз больше персидского эпоса "Шахнаме". В два с половиной раза превосходит древнеиндийский эпос "Махабхарата". Все известные мировые сказания, вместе взятые, не смогут сравниться по объему с "Манасом" Саякбая Каралаева

Манас
Манас

Эпос «Манас» — самая большая поэма в мире — 500 553 строки.

По словам манасчи Саякбая Каралаева , этот том состоит из трилогии:

«Манас» — 84 830 строк; «Семетей» — 397 775 строк; "Сейтек" - 17 948. [1]

В частности, к этим манасчам принадлежат самые большие тома эпоса «Манас»:

С. Орозбак уулу (Орозбаков) - 180 378 строк [2] ;С. от Каралаева - 84 830 строк [3]  ;М. Чокморов - 103 090; [4]От Юсупа Мамая - 53 280 строк. [5]

Эпос «Манас» – эпическое произведение, отражающее исторический путь кыргызского народа. Величайший вклад кыргызского народа в мировое культурное наследие. Главный герой эпоса Манас Баатыр еще не дал окончательного ответа на такие вопросы, как «Был ли он исторической личностью, когда жил и чем занимался?»

Для полноценного ответа на такие вопросы необходимо изучить исторические события, мифологические представления, язык, религиозные верования, различия между повествованиями эпоса, описанием персонажей, сюжетом и связать их с историческими событиями, персонажами и источниками, и потребует дальнейших исследований

Манас
Манас

Рождение Манаса

До сих пор существует три основных гипотезы происхождения Манаса:

О происхождении Енисея в орхонский период (VII-IX вв.) (проф. М.О. Ауэзов , проф. А.Н. Бернштам ),О происхождении Алтайского периода (IX-XI вв.) ( Б.М. Юнусалиев ),О происхождении джунгарского периода (XVI-XVIII вв.) (проф. А.К. Боровков, проф. И.Л. Климович). [6]

Жакып Кан уулу Манас – это эпический рассказ о борьбе героя и его потомков за освобождение, единство и укрепление дружеских отношений между народами. Сравнимых по размеру эпиков нет. Этот эпос состоит из глав «Манас», «Семетей», «Сейтек». Некоторые манасчы рассказывают ее восьми поколениям (Кенен, Алымсырак, Кунансырак и др.). В эпосе «Манас» подробно описаны обычаи, традиции, хозяйство, военный быт кыргызского народа. Некоторые эпизоды эпоса «Манас» рассказаны в «Маджму ат-Таварих» XVI века.

Когда «Манас» был впервые создан, это не было произведение современного размера и структуры сюжета. Благодаря следующему поколению сказителей, сказителей, манасчы , дополняя, расширяя и обогащая содержание, усложняя сюжет, вышли на сегодняшний уровень.

Персонажи эпоса МанасИсправить

Манас, Алмамбет, Бакай, Каныкей, Сыпгак, Чыбак, Семетей, Сейтек, Кульчопо – настоящие герои, преданные своему народу, терпеливые, находчивые и готовые отдать жизнь за Родину. Эти качества они многократно доказывают по ходу эпоса.

События эпоса не выдуманы на пустом месте, а взяты из реальной жизни и рассказывают историю кыргызского народа и его формирования из разных племен. Об этом свидетельствуют следующие строки из эпоса:

Я сделал дом из белой бумаги

Я собрал людей и сделал их

Сюжет эпоса отражает события, сыгравшие важную роль в жизни кыргызского народа. Загадочные имена людей в эпосе, а также названия городов, стран, народов (племен) не случайны.

Например, поход на Пекин в Великом походе — напоминание о победе кыргызов девятого века над уйгурами.

Если принять за преувеличение преувеличение в рассказах и названиях фольклора, то в эпосе, называемом то китайцами, то калмыками, главными врагами кыргызов, Алооке, Жолой, Есенхан, могут быть прообразы реальных людей, оставленных в исторических источниках. Например:

Есенхан (калмыцкое имя Есен-тайджи) - фактически управлял джунгарскими (калмыцкими) войсками в XV веке;Алооке (калмыцкое название - Аляку) - возглавлял джунгар в XVII веке;Джолой (его зовут Елюй, но учитывая, что в большинстве тюркских языков звуку «е» соответствует кыргызский звук «е», «Элюй» произносится как Джолой) был предводителем.

В эпосе также упоминаются многие племена и народы, имевшие дружеские отношения с кыргызами и вместе сражавшиеся с врагами и мародерами. Это ойпоты, ногои, нойгуты, катаганцы, кыпчаки, апгыны, джедигеры и другие, имевшие хорошие отношения с киргизами. Все они позже смешались с казахами, узбеками, монголами и таджиками.

В былине различные фантастические персонажи, такие как «Горный ход» — великан Мадыкан; одноглазое животное; человекоязычные названия птиц; волшебные события, такие как превращение Айчурок в лебедя и изменение погоды Алмамбет; гиперболизмы (преувеличения), как, например, непрекращающийся марш бесчисленных войск в течение 40 дней, изгнание сотен тысяч скота и бесчисленных диких зверей, разгром сотен тысяч вражеских воинов одним героем и т. д. - широко используемый. Все это служит лишь средством создания бессмертных художественных образов реальных людей, отдавших свою жизнь за независимость и свободу народа.

Первая часть трилогии изображает Манаса как идеального героя, обладающего всеми качествами полководца эпохи военной демократии и кочевого феодального общества. Для создания такого образа используются различные композиционные элементы и эпитеты. Например: апстан, каблан (барс), сыптан (гиена), кокжал (волк).

Несмотря на попытки некоторых манасчей изобразить Манаса феодальным правителем, в основных тематических и сюжетных эпизодах эпоса он остается настоящим народным героем, прославившимся своим героизмом в битвах с врагами родины. Все сражения с войсками противника заканчиваются победой только при личном участии Манаса, который сражался как обычный богатырь. Манас не стремится к власти. Поэтому в большом походе на Пекин он передал свое военное руководство сначала мудрому Бакаю, а затем своему ближайшему союзнику богатырю Алмамбету.

Остальные персонажи эпоса вносят весомый вклад в укрепление образа Манаса. Доказательством щедрости Манаса является роль его легендарных 40 хоров. Самые известные из них – мудрые старцы, такие как Кошой и Бакай, и молодые люди, такие как Алмамбет, Чыбак и Сыпгак. Их отличает невероятная сила и героизм в бою, напряженная дружба и готовность помогать друг другу в бою. Манас — это идеал, слава и слава, военный лозунг для своего народа. Каждый из них обладает незаменимыми качествами. Например, Манак — великая сила и великий стратег, которого нет больше ни у кого; Бакай — особый герой, близкий и мудрый советник Манаса; Алмамбет – необыкновенный богатырь, который, несмотря на свое китайское происхождение, искренне служил кыргызскому народу, энергичен и знает тайны природы; Он сильный, терпеливый и ловкий герой, по силе равный Алмамбету.

Отрицательные персонажи в былине также помогают подчеркнуть достоинства главного героя. Образу Манаса противостоит образ его главного врага, сильного, хитрого и ревнивого Конурбая. Путь хитрый, неисчерпаемый, жадный человек. Только Кошой смог победить его пешком.

Есть в эпосе и памятные образы женщин. Среди них жена главного героя, медсестра Каныкей. Она не только добрая, честная и патриотичная мать, но и трудолюбивая, трудолюбивая и самоотверженная женщина, готовая ради своего народа на любые потери. Например, женщины, в том числе Каныкей, своими руками шьют бронежилеты для кыргызских солдат. Каныкей исцеляет Манаса, который был тяжело ранен, и спасает его от смерти, когда его ранит предатель. Самое главное, Каныкей — ближайший советник Манаса.