В предыдущей части "Голоса, посланные с неба. Часть 1. Могучий Павел" мы рассказали о Павле Герасимовиче Лисициане. А теперь поговорим о певице, которая была рождена как Заруи Агасьевна Макарян или Макарьян, потом по первому мужу Долуханян, а в историю мирового искусства вошла как Зара Александровна Долуханова.
Смотришь на эту женщину с изысканной восточной красотой и вспоминаешь строки Николая Заболоцкого: «Что-то было нездешнее в каждой черте Этой женщины, юной и стройной, И лежал на тревожной ее красоте Отпечаток Италии знойной».
Зара Долуханова – колоратурное меццо-сопрано. Обратимся к тому же источнику на сайте www.moskovskiy.arts.mos.ru , статье «Классификация голосов»: «Колоратурное меццо-сопрано — редко встречающийся голос, наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады». И здесь готов подписаться под каждым словом. Какая точная и эмоциональная характеристика.
Мы начали наш рассказ с того, что у наших героев Павла Лисициана и Зары Долухановой много похожих моментов в жизни. Зара Долуханова тоже была солисткой Ереванского театра оперы и балета, но затем предпочла камерную карьеру. Видимо, это позволяло ей выбирать тот репертуар, который нравился ей, быть более независимой. И она тоже получила высшее образование, будучи уже известной певицей.
Вот уж действительно, когда призвание ведет человека по жизни, а не какие-то формальные показатели. Если ты мастер, выходи на сцену и доказывай. Что с блеском сделали и Павел Лисициан, и Зара Долуханова.
Я не был знаком с Зарой Долухановой, поэтому могу говорить только о своих ощущениях слушателя и зрителя, для которого она стала наряду с Викторией Ивановой одной из самых любимых певиц. Она открыла для меня целые пласты музыкальной культуры и много произведений и авторов.
Например, я знал композитора Валерия Гаврилина по его балету "Анюта" с блистательными Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.
Но вокальные циклы "Русская тетрадь" и "Вечерок" в исполнении Зары Долухановой, исполнении, пронизывающим тебя, как какое-то излучение, позволяют увидеть, а точнее услышать новые грани этого, с одной стороны, самобытного, с другой стороны, развивающего русские песенные традиции композитора.
Зара Долуханова. Песни из вокального цикла В.Гаврилина "Вечерок".
А песни Микаэла Таривердиева на стихи Беллы Ахмадуллиной? Как свежо, неожиданно исполняла Долуханова эти песни.
Зара Долуханова. Романс М.Таривердиева на стихи Б.Ахмадуллиной "Не уделяй мне много времени"
Но вернемся, так сказать, от Таривердиева к Верди. Его оперу "Дон Карлос" я открыл для себя благодаря Федору Шаляпину в роли короля Филиппа и Заре Долухановой в арии принцессы Эболи.
Зара Долуханова. Ария принцессы Эболи из оперы Верди "Дон-Карлос"
Да и оперу Камилла Сен-Санса "Самсон и Далила" я не знал до того, пока не услышал в ее исполнении три великолепных арии Далилы.
Зара Долуханова. 1-я ария Далилы из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила".
В свое время я долго бился с усвоением оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов" (дилетант, что поделаешь). Что великого находят в арии царя Бориса? Я слушал эту арию про "мальчиков кровавых в глазах" в исполнении многих звезд, но никак не мог оценить ее, пока не услышал ее в исполнении Федора Шаляпина. Тут всё встало на свои места и никакое несовершенство граммофонной записи не помешало оценить всю мощь этого образа.
Когда у Бориса возникает видение убиенного царевича Дмитрия, говорят, что публика во время пения Шаляпина привставала с места, чтобы увидеть то, что привиделось его герою. Вот она сила художественного убеждения.
Уже позже я оценил блистательную работу Ивана Семеновича Козловского в партии Юродивого.
А с оперой Мусоргского «Хованщина» получилось проще. Сначала я услышал песню Марфы в исполнении великой русской певицы Надежды Андреевны Обуховой, а затем эту же песню и сцену гадания Марфы в исполнении Зары Долухановой и всё – это уже моя опера.
Зара Долуханова. Сцена гадания из оперы М.Мусоргского "Хованщина".
Упомянул Козловского и вспомнил замечательный дуэт Козловского и Долухановой из "Сказок Гофмана" Оффенбаха. Как великая исполнительница Зара Александровна была хороша не только в сольных выступлениях, но и в дуэтах. Великолепно она пела в дуэтах с Надеждой Казанцевой и с Георгием Виноградовым. А благодаря ее дуэту с Галиной Сахаровой я услышал впервые музыку из таких опер, как "Семирамида" Россини и "Так поступают все женщины" Моцарта.
Зара Долуханова и Галина Сахарова. Дуэт Семирамиды и Арзаче из оперы Россини "Семирамида".
Ну, а когда Зара Долуханова поет "Страсти по Матфею" Баха, возникает та самая "музыка небесных сфер", потому что исполнитель конгениален автору.
Зара Долуханова. "Страсти по Матфею" И.С.Баха
Чтобы вспомнить все шедевры, созданные Зарой Долухановой, не хватит места ни в какой статье. Я постарался показать, что она была безупречна и в оперных партиях, и в духовной музыке, и в романсах, и в советской песне.
Я назвал эту статью «Царственная Зара», имея в виду, конечно, не холодность или высокомерие, а чувство собственного достоинства, которое явно ощущалось в ней. Я не был с ней знаком, но когда я смотрел её интервью, видно было, как уважительно она относится к собеседнику, не возвышается над ним. Ведь уважать себя, это значит уважать других.
Какой разительный контраст по сравнению с оперными дивами прошлого и настоящего, чья «царственность» заключается в капризах, завышенных требованиях к гонорарам, условиям пребывания и т.д.
Проникновенные слова для Зары Долухановой нашел знаменитый музыкант Владимир Спиваков, что лучше уж и не скажешь:
«...Ваш несравненный голос уносил нас в звенящую тишину Млечного пути, где звучит божественная музыка сфер, где в бесконечном хороводе миров ярко вспыхивают и угасают звезды. И этот же голос возвращал нас к себе, чтобы осознать всю хрупкость, всю непрочность прекрасного, но краткого мгновения нашей жизни... Мы дышали воздухом, напоенным ароматом этого голоса, нежным, страстным, чарующим, наполняющим сердце радостью и уносящим душу ввысь...».
Для героев нашего повествования общим было и то, что они прожили долгую и плодотворную жизнь, под и за 90 лет, а Дагмара Лисициан, связующее звено между нашими героями, около ста лет.
Творческое долголетие, как и высказывание Владимира Спивакова, только подтверждает правильность моего предположения, что эти голоса были посланы с неба. И свою миссию «сеять разумное, доброе, вечное» Павел Лисициан и Зара Долуханова выполнили сполна.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#Музыка #вокал #опера #камерное пение #Павел лисициан #зара долуханова