Найти тему
SFERA — Pro Технологии

5 постыдных мифов о ракете Н-1, рождённых в 90-е годы

Оглавление

В начале 1960-х годов в СССР начались работы по созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса под названием Н-1. Н-1 считается главным детищем Сергея Королёва. Однако по ряду причин программу закрыли, а чудовищный вал домыслов и критики продолжает обрушиваться на него и по сей день. Что же случилось во время испытаний, неужели Сергей Королёв совершил ошибку и Н-1 была ни на что негодна? Или дело было совсем в другом?

SFERA – Pro Технологии  — Подписывайтесь...
SFERA – Pro Технологии — Подписывайтесь...

Первый миф — избыточная мощность

 

Большая часть критики связана с тем, что для Н-1 не было нагрузки, которую она должна была выводить в космос. Однако по сохранившимся данным, одной из таких нагрузок был пилотируемый корабль ТМК-1. 

К сожалению, большинство материалов по проекту Н1-ТМК утеряны. Но некоторые сведения сохранились. 

В первоначальном варианте корабль ТМК-1 предназначался для пилотируемого полета на Марс экипажа из 2-3 человек. По расчётам, команда на борту должна была проследовать по облётной траектории и вернуться на Землю.

Развитием проекта ТМК стал МЭК — Марсианский экспедиционный комплекс. Проект получил неофициальное название “Аэлита” — SFERA – Pro Технологии
Развитием проекта ТМК стал МЭК — Марсианский экспедиционный комплекс. Проект получил неофициальное название “Аэлита” — SFERA – Pro Технологии

Помимо лунной программы Н-1 планировалось использовать в качестве глобальной ядерной баллистической ракеты.

Программа «Раскат» предусматривала оснащение Н-1 семнадцатью боеголовками с индивидуальным наведением на цель. С одного запуска можно  было покрыть всю территорию противника. Никаких подробностей о программе «Раскат» тоже не сохранилось.

Второй миф — НК-33 и НК-34: успех или поражение

Второй миф — о двигателях НК-33 и НК-34 конструктора Николая Кузнецова. Отметим, что плохими их назвать нельзя. С их помощью совершили 9 пусков, из них 8 — удачных. 4 пуска были совершены в составе американской ракеты Antares, четвёртый оказался неудачным.

SFERA – Pro Технологии
SFERA – Pro Технологии

В 1958 году произошло знакомство Кузнецова и Королёва. Второй размышлял о том, как доставлять советских космонавтов на Луну. Больше всего волновал вопрос, как обогнать Запад. Для осуществления проекта нужны были усовершенствованные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). В этом Королёв надеялся на помощь Кузнецова.

Первое испытание разрабатываемого НК-33 состоялось в ноябре 1963 года. Через 3 года скончался Королёв. Летом 1969 года на Луне высадился первый космонавт США. В СССР отказались от лунной программы. Хотя в 1972 году двигатели НК-33 и НК-34 успешно прошли государственные стендовые испытания и были готовы к использованию.

Произведенные двигатели решено было утилизировать. Кузнецов не мог пойти на такое. Списанные НК-33 и НК-34 хранили в одном из цехов предприятия. Позже, на международной выставке в Москве, Кузнецов представил свои ракетные двигатели. Презентация повергла в шок иностранных специалистов. В итоге 46 двигателей НК-33 и НК-34 были проданы США. Американские специалисты адаптировали их, переименовав в AJ-26. В 2013 году они 3 раза вывели на орбиту ракету Antares. Однако в один из запусков ракета с AJ-26 потерпела крушение. Америнцы заменили двигатели на российские РД-181.

SFERA – Pro Технологии
SFERA – Pro Технологии

Третий миф — сложность управления

 

Профессиональные источники сообщают, что изначально был выбран неверный размер двигателей для ракеты. Вместо оснащения первой ступени тридцатью маломощными двигателями, нужно было потратить время и ресурсы на конструирование двигателей большей мощности. Однако личный конфликт двух конструкторов — Королёва и Глушко — не позволил это сделать.

Но вопрос о невозможности одновременного управления 30 двигателями не выдерживает никакой критики. Мы говорим о 60-х годах прошлого века, когда автоматика была уже достаточно развита. А о невозможности в принципе тоже не может быть и речи, посмотрим на примере американской разработки: ракета-носитель Falcon Heavy имеет 27 двигателей на первой ступени, и этот момент при всех 3 пусках нареканий не вызывал.

-5

Отечественный IT-проект SFERA готовится к бета-релизу. Оставляйте заявки на регистрацию. Первых пользователей ждут приятные бонусы! Команда благодарит всех за поддержку.

 

SFERA – Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA – Pro Технологии — Поставьте лайк...

Четвёртый миф — выбрали не то топливо

 

Два вышеупомянутых конструктора разнились во мнениях. Оба понимали, что керосин и кислород не смогут удовлетворить растущие потребности техники. Тонна водорода при сжигании выделяет в 3 раза больше тепла, чем тонна керосина. Королёв настаивал на кислороде с керосином и в перспективе — на жидком водороде. А Глушко — на гептиле и азотной кислоте, крайне ядовитых веществах.

Водород выигрывает в удельном импульсе, однако речь идёт о долях процента. И эта выгода становится заметна на ракетах сверхтяжелого класса. Проект Н-1 предусматривал 2 водородную ступень, которая позволила бы увеличить полезную нагрузку до 90-100 тонн. А это, как минимум, значит, что проблемы в недостаточной мощности первой ступени не было. 

Однако вариант, предложенный Глушко с двигателем на гептиле, из-за которого он поссорился с Королевым, по выводам комиссии, имел очень существенный недостаток. 

По словам экспертов, «при вынужденном сбросе давления из баков происходит заражение окружающего воздуха на площади около 4 км2». Но Глушко настаивал, что ракета с его двигателями полетит гораздо быстрее.

SFERA – Pro Технологии
SFERA – Pro Технологии

Пятый миф — неудачная разработка

 

Главная проблема была в несостыковке планов с реальностью. В попытках обогнать конкурента СССР возлагал на Н-1 задачи, для которых она не создавалась изначально. Объективно, вместо слепой гонки стоило бы сосредоточиться на целях, которые ставились перед ракетой-носителем сверхтяжёлого класса. Но всё же политические интересы были выдвинуты на первый план. Последствия этих решений нам, к сожалению, известны.

А как вы считаете, не лучше ли было вернуться к изначальному назначению Н-1, чем останавливать проект?

 

Если вам понравился такой формат и вы хотите больше таких разборов, то уведомите нас лайком и подпиской на канал.

Автор:

Полина Кабазина 

Рекомендуем прочитать:

Материал создан при поддержке проекта SFERA