Сапар Молланиязов
кинорежиссер, Заслуженного деятеля искусств Туркменистана.
Народный Депутат Меджлиса Туркменистана (1990-1995)
Фильм "Уста-Кую" - это моя дипломная работа на режиссерском факультете Высших Двухгодичных Курсов Сценаристов и Режиссеров в Москве (1976 г.)
В процессе творческих обсуждений мой мастер Борис Николаевич Рычков пришел к мнению, что может получиться интересная картина о человеке удивительной профессии...
...Так его учили его деды. А его внуки - уже по-другому ищут воду
В ту пору национальный быт, обычаи не очень популяризировались. Основная тематика была - рабочие и крестьяне.
По приезду в Ашхабад на киностудию мне дали возможность снимать дипломный фильм. К написанию сценария я пригласил журналиста Какали Бердыева - главного редактора газеты "Эдебият ве сунгат ". Прекрасный человек и большой знаток туркменского быта Какали Бердыевич загорелся идеей фильма. И мы начали работать. Много ездили по республике собирали материал, знакомились с колодезными мастерами...
Фильм был запущен в производство цветным. Но после первых отснятых метров на цветной пленке, я понял, что фильм может получиться слащавым...
И принял решение: фильм надо снимать черно-белым, в графическом стиле... Пустыня сама по себе графична...
Пустыня…это Божий дар нашему народу. Я очень люблю ее... Я объездил много стран, но ничего красивее наших Каракумов не видел. Она все время в движении: утром она одна, днем другая, вечером третья, а ночью... это надо быть и видеть... это надо слышать... ею надо подышать и уснуть в ее объятиях... Это... Праздник... Это просто счастие... Пустыня прекрасна во все времена года…
Съемки проходили далеко в песках, где-то в центре Каракумов… Колодезный мастер приступил к поиску воды.
Начал присматриваться к травкам, приглядываться к песчаным барханам. Пристально вглядывался в цветочки, некоторые срывал, разглядывал, бросал наземь, осматривался вокруг, опять шел.. вдруг возвращался назад, что-то разглядывал, опять шел, подходил к какому-то бархану, присев, разглядывал песок, брал горсть песка, прикладывая к уху, растирал в ладонях... что-то слушал ... вдруг ладони останавливались - мастер весь был в слухе... его глаза как бы уходили в его уши... И так много всего, чего мы, конечно, не понимали...
Я просил оператора, чтобы камера только наблюдала за ним, причем очень пристально. Конечно, это большой расход пленки, что операторов всегда беспокоит.
Мастер входил в свой, понятый только ему, мир каких-то сказок, какого-то волшебства… Нам нужно было уловить эти мгновения... Мы должны были быть соучастниками всего происходящего... Бог даровал нам... и мы прожили эти минуты вместе с нашим героем, удивительным человеком...
---------------------------------------------------------------------