Третья заповедь Иисуса касается речи. Он запрещает нам давать клятвы: “Все, что вам нужно сказать, это просто ”Да" или "Нет". Можно сформулировать эту заповедь в такой форме: “Всегда говори правду”. Когда мы приносим клятву, мы торжественно клянемся, что говорим правду, нонет необходимости в клятве, если мы всегда говорим правду: мы привержены правде независимо от последствий.
Если мы подумаем о явной ситуации принятия присяги, например военная присяга - это прежде всего клятва верности и послушания. В этой ситуации приносящий присягу передает полномочия по принятию решений и ответственности за свои действия другим лицам, в данном случае военным руководителям. Человек обещает повиноваться без вопросов и выполнять приказы в будущих ситуациях, не зная, что может ожидать его в будущем.
Конечно, истинный последователь Иисуса не может так поступать. Ответственность - это часть человеческого бытия: стать настоящим человеком - значит стать ответственным. Передача ответственности в этой ситуации означает отказ от своей человечности.
Обсуждая такие темы, как армия и поход на войну, в контексте заповедей Иисуса, мы должны иметь в виду, что они даны в качестве духовных ориентиров для отдельных людей. Учитель не обращается к государствам или народам; он дает свои советы своим ученикам, тем, кто хочет следовать за ним.
Говорить правду - это требовательный, но простой принцип. Когда мы
говорим правду, нам не нужно все время повторять нашу позицию. Отношения между людьми становятся проще. Жить в этом мире значительно легче с честными людьми, чем с лжецами.
Что, если мы хотим быть честными, когда все остальные лгут? По общему признанию, в честности есть риск, но есть и риск во лжи.
Тот, кто не говорит правду, обычно пытается получить какое-то преимущество, например, деньги или власть, или пытается избежать последствий предыдущих ошибок или лжи. Маленькая ложь, сплетни и клевета — по сути, все пороки языка — опутывают нас паутиной маленьких цепочек, которые усиливаются новой ложью. Постоянная ложь в конечном итоге загоняет человека в угол, вызывая беспокойство.
Мудрость Иисуса — “истина сделает вас свободными” - наиболее ярко проявляется в контексте третьей заповеди. Говорящий правду разрушает паутину лжи и разрывает цепи страха: “Когда Я лгу сейчас, я не могу быть честным в будущем; иначе моя ложь будет разоблачена”. Жить в паутине лжи - значит жить в постоянном страхе быть разоблаченным. В такой агонии трудно дышать.
Правильная мысль, правильная речь, правильное действие, говорит Будда. Очищение мысли тесно связано с тем, чтобы говорить правду. Честность на самом деле начинается с правильной мысли.
Кришнамурти в своей книге “У ног Учителя" подчеркивает умеренность и обдуманность: "Хорошо говорить мало; еще лучше ничего не говорить, если вы не совсем уверены, что то, что вы хотите сказать, является правдой, добром и полезным. Прежде чем говорить, тщательно подумайте, обладает ли то, что вы собираетесь сказать, этими тремя качествами; если нет, не говорите этого”.
Честность можно рассматривать и как воздержание от речи, которое дает нам время обдумать и очистить наши мысли и ум. Укрощение ума и речи, взятие их под сознательный контроль, укрепляет внутренний покой и улучшает ментальную проницательность. Это развитие происходит органично: когда мы отказываемся от старого, мы получаем что-то новое, чтобы занять его место. Говорить правду развивает нашу способность отличать существенное от несущественного: нам не нужно говорить все, что приходит на ум. В некоторых ситуациях можно спасти жизни, сохраняя молчание. Использование разума всегда желательно.
Все это относится и к слушанию. Нам не нужно слушать ложь, сплетни, клевету или любые злые разговоры о других. Мы можем разорвать цепь и очистить воздух.
Можно перестать лгать себе и другим и начать говорить правду. Это всегда смелое решение, означающее, что человек вступил на путь, ведущий к освобождению от эгоизма и корысти с помощью лжи. Это также шаг к принятию кармы.
Когда мы честны, мы готовы принять последствия наших слов и действий. Решение начать говорить правду не обязательно означает, что мы знаем правду, но, по крайней мере, мы движемся к ней. Говорить правду - это условие и предпосылка эволюции. Нужна смелость, потому что мы знаем, что мир относится к говорящему правду совершенно иначе, чем к лжецу.
Странно, что многие готовы пойти на крайние меры, например, в войне или преступлении, но когда дело доходит до ориентации на то, что хорошо, правда и правильно, они становятся трусливыми и неспособными. Возможно, это потому, что доброта часто идет рука об руку с мужеством в этих решениях.
Мир видел и до сих пор видит тех, кто осмеливается говорить правду. Некоторые из них провели большую часть своей жизни в тюрьмах. Один известный пример - Махатма Ганди, который совершенно сбивал с толку политиков и других интриганов, всегда говоря правду. Много раз Ганди приходилось проводить время в тюрьме, но в своих действиях он следовал учению Иисуса: “Истина сделает вас свободными”. Ганди сказал, что чувствовал себя свободнее, чем когда-либо, когда находился за решеткой.
Он, без сомнения, один из тех людей прошлого, которые лучше всего иллюстрируют заповеди в Нагорной проповеди.
Говорение правды даст нам духовную опору, избавьтесь от страхов и воспитайте в себе уважение и самоуважение. Последователи учения Иисуса всегда являются искателями истины. Их сила и способность видеть людей, ситуации и жизнь в целом и справляться с ними проистекают из правдивости. Когда мы спрашиваем, какое новое чувство Иисус хочет пробудить в нас с помощью этой заповеди — каким новым способом мы можем осознать Царство Небесное, если научимся контролировать свои мысли и речь, — мы получаем такой ответ: "Вы учитесь видеть других людей такими, какие они есть. Внутри вас пробудится новое чувство, которое будет сообщить вам, какими талантами, склонностями и характеристиками обладают другие люди”. Благодарю за внимание, ваша ведьмочка.