Найти в Дзене

Тунеядцы и горе-работники в советских карикатурах 70-х.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Сегодняшнюю подборку я решил начать с карикатур на людей, которые в советские времена умудрялись, находясь на рабочем месте, либо работать, не напрягаясь, либо не работать совсем. Вообще не ходить на работу в СССР было затруднительно, так как в стране существовала уголовная статья за тунеядство, однако «сачковать» на ней, создавая видимость трудовой деятельности, у многих получалось очень даже неплохо. Примерно так, как это изображали в своих рисунках советские карикатуристы. Смотрим))

Вряд ли в советское время можно было сильно бить баклуши, стоя у станка, хотя варианты, я уверен, тоже были. Другое дело - работа кабинетная, сутью которой нередко являлось так называемое "перекладывание бумажек". Угадать, глядя со стороны, в каком направлении осуществляет мозговой штурм такой работник, невозможно, и если за результат работы спрашивают не особо, то желающие заняться чем-либо более увлекательным, думаю, найдутся в любые времена:

Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №30, 1976
Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №30, 1976

- Эврика!! Слово из шести букв!

Чем занимаются программисты, и сегодня-то представляют себе далеко не все люди, а в 70-х годах прошлого века их работа для многих неспециалистов вообще казалась занятием "мутным" и непонятным. Отсюда и широкие возможности, позволявшие тогдашним знатокам кодов и алгоритмов "пудрить мозги" начальникам, изображая кипучую умственную деятельность, иногда попросту бездельничая.

Художник Владимир Владов, "Крокодил" №14, 1979
Художник Владимир Владов, "Крокодил" №14, 1979

- Значит, всей бригадой целый день отлаживали программу?

"Кирпич бар, раствор йок. Утрам тартам, сижу курю..." - знакомая фраза?)) Так Аркадий Райкин в свое время описал настроение рабочего на стройке во время простоя. Однако, если верить карикатуре ниже, отдыхать в рабочее время советские строители умели даже при наличии у них всех необходимых стройматериалов:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №19, 1979
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №19, 1979

- Пошли, рабочий день закончился!

Кстати, о стройке. На рисунке ниже описан, по-моему, очень эффективный способ, с помощью которого можно было заставить в советское время работать на стройплощадке даже самого отъявленного лодыря:

Художник Владимир Добровольский, "Крокодил" №22, 1979
Художник Владимир Добровольский, "Крокодил" №22, 1979

- Вообще-то он лодырь, но ему обещали в этом доме квартиру на десятом этаже.

Несмотря на то, что в "общаге" эти ребята не работали, а только жили, что-то мне подсказывает, что и на рабочих местах ждать трудового энтузиазма от них не приходилось))

 Художник Юрий Андреев, "Крокодил" №8, 1978
Художник Юрий Андреев, "Крокодил" №8, 1978

- Ребята, дверь-то наша на одном гвозде болтается...

- А чего тут долго говорить, взять да и написать в газету!

Отпроситься с рабочего места на полчаса или на час раньше на предприятиях и в организациях, где нет проходной, в советское время было обычной практикой, и отлыниванием от работы это никто не считал. Однако, похоже, что в этом коллективе такая практика уже приняла масштабы настоящего производственного бедствия:

Художник Евгений Шабельник, "Крокодил" №15, 1977
Художник Евгений Шабельник, "Крокодил" №15, 1977

- Так хоть понапрасну отпрашиваться не будут...

А теперь несколько карикатур, про людей, которых в СССР называли тунеядцами, работать не желавших и каким-то образом умудрявшихся игнорировать необходимость трудоустройства, обязательного для всех здоровых советских граждан. Правда, на какой больничный рассчитывает этот малый, отлежавший бока вдали от трудового коллектива, я не понимаю:

Художник Леонид Сойфертис, "Крокодил" №21, 1974
Художник Леонид Сойфертис, "Крокодил" №21, 1974

- Придется сходить за больничным: все бока отлежал...

Не помню, сколько в СССР стоил литр молока, но то что каравай подового хлеба стоил 18 копеек, а буханка белого - 20, я помню точно. При цене пустой бутылки 12 копеек от голода этот "орел" явно не умирал, и главной целью его "санитарной" деятельности было, по моему, набрать пустой посуды на заветные 3 рубля 62 копейки:

Художник Лев Самойлов, "Крокодил" №23, 1974
Художник Лев Самойлов, "Крокодил" №23, 1974

- Я, бабуля, не тунеядец, а вроде как орел - санитар природы.

Отдельный тип тунеядцев, которых советские карикатуристы не любили особо - это повзрослевшие дети, годами, припеваючи, сидящие на родительской шее. Не помню, чтобы таких в те времена было много, однако в сюжетах советских карикатур они мелькали постоянно:

Художник Александр Воробьев, "Крокодил" №12, 1978
Художник Александр Воробьев, "Крокодил" №12, 1978

- Отец не дает, у матери получка нескоро, тетка в командировке...Хоть на работу поступай!

И последняя карикатура - на тунеядца-мечтателя. Причем, на такого, чьи мечты уже сбылись, правда, джин ему попался какой-то неправильный))

Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №22, 1978
Художник Евгений Щеглов, "Крокодил" №22, 1978

- Слушай, может, хватит попрошайничать? Давай устрою тебя на работу?

На сегодня всё)) Доброго вам здравия и хорошего настроения))

#юмор #сатира и юмор в ссср #советские карикатуры #карикатуры #советский союз #ссср