И почему это - НЕ «сериал, написанный девочками для девочек».
(ВНИМАНИЕ! ЭТО ЛОНГРИД, В КОТОРОМ МНОГО СПОЙЛЕРОВ)
Комментарий, приведённый выше, — лайт-вариант среди хейтерских отзывов, упомянутых в четвертом выпуске нашего подкаста. Сериал жёстко ругают и за «неудобную тему», и за «русскую грязь», и за унижение образа педагога, который должен нести в мир разумное, доброе, вечное.
Тем не менее, история об Ане Фёдоровой, учительнице, которая отомстила насильникам, сломавшим жизнь ей и её подруге Алине Сорокиной, - смелый диалог со зрителем, в котором каждый образ, ситуация и конфликт требуют реакции и вскрывают важные и часто замалчиваемые темы.
В этой статье говорим о сюжето- и конфликтообразующих женских персонажах сериала и типах перенесённого ими насилия.
АНЯ ФЁДОРОВА: «НЕНАСТОЯЩАЯ» ЖЕРТВА
Учительница литературы в школе, которая активно провоцирует друзей-мужчин на секс по обоюдному согласию, а потом заявляет о групповом изнасиловании.
В ходе следствия выясняется, что пять лет назад Аня и её близкая подруга Алина Сорокина были изнасилованы теми же мужчинами – Виктором Дориновым и Антоном Беловым, - которые, по словам Ани в финальном эпизоде сериала, тогда даже не поняли, что натворили: «они нас до дома довезли и просто пошли жить дальше».
Пережив сексуализированное насилие, Аня не поддерживает Алину в намерении наказать преступников, - и это запускает историю.
АЛИНА СОРОКИНА: «НО МЫ ЖЕ ЭТОГО НЕ ХОТЕЛИ!»
Жизнерадостная девушка, потерявшая девственность во время группового изнасилования близкими друзьями. Делает попытку заявить об этом в полицию, но, стыдясь разговора о произошедшем, буквально, не решается переступить порог кабинета следователя.
После пытается свыкнуться с травмирующей мыслью о том, что не произошло ничего страшного, и транслирует свой привычный образ, продолжая дружеское общение с насильниками. Однажды она просит у одного из них о помощи и он, в счёт оплаты предоставления ей этой помощи, снова насилует её.
Не в силах справиться с гнётом обрушенного на неё унижения, на которое заставила себя согласиться, Алина прыгает с моста, разбивается насмерть и завязывает историю: даёт Ане Фёдоровой повод для мести любым способом.
КАТЯ БЕЛОВА: «АНЯ, ТЫ ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?»
Лучшая подруга Ани и Алины, жена Антона Белова, одного из насильников. Постоянно переступает через себя, прощая многочисленные связи мужа. Закрывает глаза на обесценивание им её значимости даже в момент, когда признаётся ему в том, что беременна. Делает это потому, что для неё быть замужем за сильным, властным и у власти находящимся – маркер успешности и стабильности.
Не знает о том, что пережили Аня и Алина, а узнав, не может поверить до конца, потому что тогда получится, что своим согласием на постоянное унижение перед мужем она невольно разрешила ему и его другу изнасиловать её лучших подруг.
Ищет выход из замкнутого круга и находит его в любви к ребёнку, которого хочет воспитать в отрыве от осознания, что его отец – насильник.
АНАСТАСИЯ СМИРНОВА: «ЭТО ВСЁ НЕ ДОКАЗАТЬ»
Капитан в следственном комитете, карьеристка, которая расследует дело об изнасиловании Ани Фёдоровой. Отговаривает её от подачи заявления, манипулируя и запугивая: «А ты могла голову включить? Ты могла на эту яхту не ехать? Ты на кого заявление подаёшь?»
Полагается на чуйку, не доверяет Ане, обесценивает её опыт и тем самым превращает историю в детектив, зрителям которого ещё только предстоит докопаться до правды.
Переживает харрасмент, «конвертируя» его в продвижение по служебной лестнице: благодаря делу Ани, подсиживает своего бывшего любовника – следователя Круглова, который «прикрывал» все заявления, поданные ранее женщинами, пострадавшими от изнасилования Виктором Дориновым.
ДРУГИЕ ЖЕНЩИНЫ-ЖЕРТВЫ НАСИЛИЯ: «ПОТОМ ОН МНЕ ПОДМИГНУЛ»
Те, кто по разным причинам были вынуждены молчать, терпеть и «просто забыть», пока в силу стечения разных обстоятельств, созданных Аней и Алиной, у них не появилась возможность привлечь преступников к ответственности.
В истории эти героини – на далёком втором плане, но ужас ситуаций, пережитых каждой из них, усиливает правоту Ани, которую формально, по закону, следует считать исполнительницей умышленного преступления.
ОЛЬГА СОРОКИНА (МАМА АЛИНЫ): «КТО?»
Уборщица в институте, молчаливый «заказчик» провокации, которую устроила Аня Фёдорова, чтобы Доринов и Белов, не ощущающие себя преступниками, получили срок.
Поняв по первому взгляду, что произошло с Алиной, безоговорочно и сразу доверяет и сочувствует ей, ментально заменяя все институции, которые могут защитить женщину от насилия. Но сочувствие и готовность не осуждать – это всё, что она может предложить, а в ситуации Алины – этого катастрофически мало.
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: «С МОЕЙ ДОЧЕРЬЮ ТАКОЕ НИКОГДА БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ»
Профессиональный автор газлайтинга: просит Аню Фёдорову «не впутывать никого в свои проблемы», забрать заявление, а после и вовсе её увольняет.
Сторонница замалчивания как инструмента сокрытия правды, создаёт иллюзию благополучия, отсутствия проблемы или наличия её только у людей определённого типа, что, по итогу, ведёт у искажённому восприятию мира учениками и ученицами, которыми когда-то были Аня Фёдорова, Алина Сорокина и Катя Белова.
СТАРШЕКЛАССНИЦЫ: «НУ, СЛУШАЙ, КТО ХОЧЕТ, ТОГО И НАСИЛУЮТ»
Девочки, которые одинаково горячо и бездумно могут и буллить жертву насилия и выступать за её права, как искренне, так и под влиянием слов, адресованных к ним со стороны взрослых людей, которые «жили дольше и знают лучше», или тех, кто может поднять историю на волну хайпа.
ТАТЬЯНА БОРТНИКОВА: «АНЯ, Я НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ».
Московская ангажированная журналистка, приехавшая в Приморск, «копать историю об износе училки» для того, чтобы уничтожить репутацию Доринова и Белова, «заказанных» московскими инвесторами, не готовыми платить за строительный проект Доринова и Белова столько, сколько те просят.
По-своему сочувствует Ане, но свои профессиональные и меркантильные интересы ценит выше абстрактной справедливости, которой, к слову, просто нет места в этой истории.
НИНА АЛЕКСЕЕВНА: «ЕЁ ДИРЕКТРИСА НЕ ЛЮБИТ – СЛИШКОМ СМЕЛАЯ»
Учитель математики в школе, жена следователя Нестеренко, давшего ход делу Ани, пережившая крах «справедливого мира», когда её единственный сын был обвинён в изнасиловании и погиб после снятия обвинения: горе и несправедливость могут случиться с любым человеком, вне зависимости от его лояльности к нормам морали.
Будучи очень любимой своим мужем-следователем, становится для него дополнительным доводом в пользу того, что по-настоящему виновные в деле об изнасиловании должны быть наказаны, и Ане Фёдоровой нужно помочь.
Опровергая упомянутый выше отзыв о том, что это «история, написанная девочками для девочек», сериал показывает яркие и неоднозначные мужские образы: МАКСИМ ЧЕБОТАЕВ, ВИКТОР ДОРИНОВ, АНТОН БЕЛОВ, ВИКТОР НЕСТЕРЕНКО, ПАВЕЛ КРУГЛОВ, АНДРЕЙ ДОРИНОВ, СЕРГЕЙ, АРТЁМ и другие – все они в равной степени являются как авторами насилия, - сексуального, правового, социального, - так и его жертвами, ведь насилие всегда работает в обе стороны: от агрессии страдают и жертва, и агрессор.
Если отходить от темы сюжетообразования и создания конфликта, благодаря которым «ОБОЮДНОЕ СОГЛАСИЕ» работает на зрителя, в сторону повседневной жизни, то, похоже, обоюдное согласие – единственное, что может снизить градус насилия и агрессии, при условии, что будет получено
- активно
- добровольно
- информированно
- осознанно
- безопасно
Больше на тему обоюдного согласия можно прочесть здесь и здесь.
Друзья, если статья оказалась для вас интересной или полезной, подписывайтесь на наш паблик, переходите в наш телеграм канал и слушайте наш подкаст!