О том, что цены на товары индексируют со скоростью света, уже знают все. Семейный бюджет трещит, пришлось отказаться от некоторых закупок. То, что можно было себе позволить еще пару месяцев назад, стало недоступным. Что случилось с продуктами, неужели их стали меньше производить? Что будет через полгода или год? Я решил разобраться с этим вопросом.
Сейчас весь мир переживает экономический кризис. Даже те страны, которые по умолчанию считались благополучными и сытыми, встали перед фактом продовольственного кризиса. Прецедент возник не вчера и не позавчера. Здесь имеет место совокупность обстоятельств, связанных с пандемией, локальными проблемами с неурожаем, изменением логистики, ценами на топливо и т. д. Конечно, это звучит малоутешительно.
Россиянам недостаток продовольствия не грозит, так как в нашей стране с избытком производят 5 основных групп продуктов:
- молоко и молочные изделия;
- мясо и мясные изделия;
- растительное масло;
- зерновые культуры;
- сахар.
Тогда почему растут цены, если мы в избытке производим всё необходимое для питания? Почему происходит «переток» мировых цен на российский рынок в самом негативном смысле этого слова? Например, по данным Росстата, лидером по росту цен с 2021 года оказалась курятина. От нее не отстает сахар.
Россия зависит от мировых цен на продукты
Ответ совершенно очевидный – российский продовольственный рынок уже 30 лет как составляет часть мирового рынка. Поэтому формирование цен на продукты невозможно без влияния мировой продовольственной модели. Мы зависимы и созависимы. Вот и получается, что засуха в Бразилии или извержение вулкана в Колумбии оказывает непосредственное влияние на наш с вами бюджет.
Есть еще одна закономерность в сфере продовольствия: подорожание одного вида продукта вызывает рост цен на другие. Это как карточный домик, где потеря равновесия одной карты вызывает цепную реакцию. Общая либерализация мирового рынка и взаимодействие экономик – прямой путь к эффекту домино. Винить отечественных предпринимателей в «жажде наживы» в сложившихся обстоятельствах как-то не получается. Это было бы слишком просто и примитивно.
Повышение закупочной цены на зерно сразу же отражается на стоимости мясной продукции, яиц. Потому что повышается стоимость корма. Возникает вопрос: а нельзя было закупить зерно с запасом по еще невысокой цене? Не всегда это возможно, так как свободных денег хватает на 2-3 месяца закупок. Вот и получается, что животновод вынужден покупать новую партию зерна по новой стоимости, соответственно, повышает себестоимость своей продукции.
Обратите внимание! Цены на продукты в отечественных магазинах зависят от мировых ценовых трендов. Это касается как закупок, так и накрутки процентов. Цена на рынке одна.
Вот и получается, что отечественный животновод работает на внутренний рынок сбыта и не экспортирует продукцию, но вынужден покупать корм по лекалу мировых цен. По той простой причине, что производитель зерна продает свою продукцию по мировым расценкам своим и чужим. И производитель зерна совершенно не задумывается о том, чтобы предоставить отечественному животноводу скидку на зерно для птицы. Бизнес и выгода превыше всего.
Государство пытается выровнять ситуацию, делает всё возможное. Например, действует ценовое ограничение: тот верхний порог, который переступить нельзя. Также государство оказывает финансовую поддержку агробизнесу. Да и кошельки наших граждан не безразмерные, поэтому покупательская способность сразу же снижается.
Заметил, что в Магнитах появились новые ценники «Социальная цена». Супруга принесла 2 пачки 5% творога по 44 рубля за 250 гр. Узнал, что это добровольная акция для поддержки населения. К ней присоединились и другие сетевые маркеты, но не все. Суть поддержки заключается в снижении процентов на продажу на социально значимые товары.
Экономическое мародерство
Это определение впервые озвучил А. Цариковский, замруководителя ФАС. Дело в том, что некоторые недобросовестные продавцы используют ажиотаж и нестабильность экономической обстановки для личного обогащения. Пример – цена на одноразовые маски в 2020 году, исчезновение сахара с полок магазинов весной нынешнего года.
На заметку! Рост цен на продукцию не всегда обоснован.
Необоснованной называется накрутка процентов на продукцию первой необходимости из-за «злоупотребления доминирующим положением на рынке». За такой поступок полагается наказание. Также наказанию подлежат оптовики или ритейлеры, сговорившиеся одновременно повысить стоимость товаров первоочередной необходимости. Также «заговорщики» могут искусственно поднять спрос на какой-либо товар, к примеру, спрятав его на складах. Эти маневры имеют одну цель – незаконное обогащение.
Что делать в таком случае? Нужно обращаться в ФАС, требовать проверку. Так, по обращениям граждан провели проверку роста стоимости бумаги и сахара, а также других категорий товаров первой необходимости. Есть горячая линия, куда можно позвонить. Также можно заполнить форму на сайте ФАС, описать конкретный случай и указать координаты магазина.
Помимо ФАС, можно обращаться с жалобой в Роспотребнадзор или прокуратуру. Штрафы за необоснованное повышение стоимости внушительные – от 100 тысяч рублей и больше.