В апреле месяце этого года изучала со своими 9-классниками тему "Профессия" со всех сторон, т.е. в полном об'еме. Самое ценное в преподавании иностранного языка то, что на уроках можно поднимать любые проблемы: от профессий, канувших в небытие, через составление резюме и curriculum vitae для работодателя, до поиска решений по зарабатыванию школьников карманных денег и т.д. и т.п.. Самый широкий спектр вопросов для обсуждения. Моя задача - мотивировать детей к говорению на иностранном любыми средствами.
В процессе обсуждения профессии мечты выясняю, что моя любимая Алёна мечтает стать учителем французского языка. Об'ясняю ребёнку, что для этого недостаточно бегло разговаривать на французском и знать структуру, ещё требуется мощный фундамент в виде страноведческой базы - культура страны, история, география, искусство и прочее. В ответ слышу: " Упссс". Проходит пара дней и Алёна выдаёт следующее: " Буду учителем начальных классов". Спрашиваю: " Ты любишь маленьких детей? Играть с ними обожаешь? ".. что- то ещё выясняю. В ответ получаю: " Нет. Не то, чтобы люблю детей. Просто хочу работать в школе учителем и зарабатывать много денег". Ответ Алёны меня несколько обескураживает, не понимаю откуда они берут информацию о высоких зарплатах. Не иначе как из глобальной сети Интернет, где регулярно нам сообщают среднюю зарплату учителя в размере 75 ку. Только в новостях не сообщают, что это полторы- две ставки/ год , это надбавки за стаж больше 20 лет, за высшую категорию, за инновационную деятельность и тому подобное. И ещё, это зарплата при вышеперечисленных входящих в Питере, в Москве же она выше, в регионах гораааздо ниже. Не хочу расстраивать Алёну снова, но приходится об'яснять, что люди, которые выбирают себе профессию учитель, руководствоваться прежде всего должны не материальными критериями, а морально - нравственными. Что эта профессия, это призвание, она совершенно не для зарплаты, это что- то по типу хобби; школа - это кружок, который ты ежедневно посещаешь, чтобы заниматься любимым делом. Вижу вытянутое лицо Алёны, точно знаю, что теперь ей будет о чём поразмыслить.
Работаем дальше. Выясняется, что в моей группе девятиклассников один ювелир, один искусствовед, один эфэсбэшник, хирург- реаниматолог ( тут наследственность играет роль), парочка программистов ( вот уж у кого не будет проблем с работой) и ... пара брокеров! "Илон Маск, как тебе такое?". Вот они новые веяния, новомодные профессии!!! Нынешние дети хотят играть на бирже, они знают про инвестиции, они хотят играть на курсе акций, в свои 16 лет знают об этом столько же, сколько и я, если не больше. Любимый их фильм - " Волк с Уолл - Стрит". И их не за что осуждать, это наши сегодняшние реалии. А если откровенно, то и мне симпатичен харизматичный Ди Каприо в этом фильме и звезда удачи, которая его ведёт по жизни.
Мир меняется, наша жизнь тоже, что нас ждёт через 3 года, 5, 10 лет? Никому не известно. Наверное, даже сам Господь Бог с интересом вопрошает. Касаемо меня, в свете нашего далеко и очень размытого будущего, последние несколько лет волнует один вопрос больше всего - Что Будет со Школой и Есть ли у неё Будущее?
Для меня, циника со стажем, ответ однозначный и он отрицательный - на протяжении без малого четверти века работы учителем в школе я наблюдаю развал системы образования - начиная с крыши, которая давно обрушилась и заканчивая стенами и фундаментом, которые сейчас трещат по швам. Но я всё равно учитель и работаю в школе, потому мне интересно мнение моих учащихся, что же они думают по этому поводу. Задаю сочинение, в котором они должны дать аргументированные ответы на пару вопросов: " Если у школы будущее? Какая она, школа будущего?"
Неделю спустя с интересом, читая эссе своих детей, отмечаю, что практически ничего не поменялось - школа- она и в Африке школа. Резюмирую: Большинство из них ходят в школу лишь для того, чтобы весело проводить время с друзьями. Лишь несколько учебных предметов стоят того, чтобы их посещать. Остальные учителя- предметники "самореализуются" за счёт своих подопечных, изрыгая из себя крики и недовольства по поводу недопонятого материала на каждом уроке. В школе антисанитария, поэтому для большей части детей школа будущего - это прежде всего ее интерьер - чистое, светлое и просторное здание, учебные классы, оснащенные необходимой техникой для учёбы, компьютер на каждом столе, избавляющий от ежедневного таскания тяжеленных рюкзаков. Это упрощение учебной программы, так как после учёбы в школе дети учатся до ночи дома, выполняя домашние задания в ущерб прогулкам, занятию спортом, походам на выставки и в музеи. Это и индивидуальный подход к учащемуся, о существовании которого учителя столько говорят на своих семинарах, но, по факту, он отсутствует. Мои учащиеся именно это и формулируют - какой индивидуальный подход в классах численностью 30 и более учащихся?
А для Маши школа- это ад: " ....просыпаешься рано, изучаешь предметы, которые не любишь, об об'ективности учителя речи нет, так как учитель тоже человек и твои оценки напрямую зависят от его настроения...".
Сижу - читаю работы своих учеников и ловлю себя на мысли, что проблемы всё те же, что и 30 лет назад, когда я сама сидела за партой, мечтая о том, что классы будут оснащены по последнему слову техники. Правда компьютеры Искра на уроках информатики в 10 классе меня тогда очень сильно пугали. Сейчас почти в каждом классе на учительском столе стоит компьютер, программное обеспечение которого ни разу не обновлялось. В этом году мне случилось показать "класс" своим будущим программистам - открыть дисковод шариковой ручкой и тем же путём его закрыть. С таким навыком они не были знакомы.
Проблема взаимоотношений "ученик- учитель" всё так же остро стоит. Мы, взрослые, так и не научились ни преподавать интересно ( и это при наличии компьютеров, планшетов, интерактивных досок), ни находить общий язык со своими учениками. Тогда зачем мы здесь, в школе?
Ну, а про чистоту в классах стыдно сказать, но дети правы - горы мусора в книжных шкафах: старые конспекты, детские работы столетней давности, рабочие планы вперемешку с тематическим планированием и с закладками из засохших тараканов. Да-да, тараканы! Наряду, с так называемыми новыми технологиями, количество этих представителей фауны выросло в разы. Ведёшь урок - а он ползёт по подоконнику - жирный такой, уверенный, ползёт вперёд своей дорогой. Мы научились работать на компьютере, но мы так и не научились держать в чистоте своё рабочее место, свой второй дом - школу, ведь именно так называют её некоторые из моих учеников. И ещё, ни одного конкретного ответа на мой вопрос " Есть ли у школы будущее?" я так и не получила.