Священномученик Михаил Вотяков родился в 1881 г. в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в крестьянской семье. Михаил Тимофеевич получил образование, трудился учителем, после сдачи экзамена получил разрешение быть псаломщиком, служил в Чистопольском уезде.
В 1906 г. Михаил Тимофеевич был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Черемисского женского монастыря в Царевококшайске, продолжал преподавать в церковноприходских школах.
В 1911 г. отец Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 году был рукоположен во священника, служил в Косьмодемьянском уезде. В 1921 г. пастырь был переведен в Покровскую церковь в селе Сарасы Чистопольского уезда и вскоре возведен в сан протоиерея.
Беда пришла в 1929 г., когда Сталин развернул коллективизацию. Согласно официальным данным в ходе коллективизации было выселено (нередко на верную гибель) более 2,2 миллионов человек, хотя сам Сталин говорил о 10 миллионах «раскулаченных». Сломать крестьянство было невозможно без удара по Церкви. Жестокая антицерковная кампания развернулась с конца 1920-х гг.
Согласно подсчетам священника А. Мазырина, если принять за 100 % число арестов по церковным делам в 1926 г., то в 1927 г. показатель будет 171 %, в 1928 г. – 235 %, в 1929 г. – 807 %, в 1930 – 2204 %. В каждый последующий год арестовывалось в полтора, а то и в три раза больше, чем в предыдущий.
Меры против Церкви принимались на самом высоком уровне. В феврале 1929 г. секретарь ЦК ВКП(б) Л.М. Каганович разослал по стране директивное письмо с критикой коммунистов и комсомольцев за недостаточную активность в борьбе с религией. Духовенство в этом письме было названо политическим противником коммунистической партии. 8 апреля 1929 г. президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», в соответствии с которым общины могли лишь «отправлять культ» в специальных зданиях, в то время как проповедь запрещалась.
Отец Михаил разделил судьбу многих страдальцев. Любимый народом пастырь и блестящий проповедник был для местных властей одним из главных врагов. В 1929 г. он был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 г. священномученик был переведен в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки. Здесь в 1931 г. он был снова арестован за антисоветскую и антиколхозную агитацию. Вместе с отцом Михаилом было арестовано и 11 крестьян.
Свою вину отец Михаил не признал. По его словам, он всегда заранее предупреждал крестьян, чтобы тему о колхозах при нем не поднимали. «Следствие» закончилось быстро. Отец Михаил и крестьяне были обвинены в том, что создали «контрреволюционную группировку, вели агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс». 12 июня 1931 г. тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Священномученик Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года в Казани и погребены в общей безвестной могиле.