Спектакль «СПОЙЛЕРЫ»
Дзержинский государственный театр драмы
Режиссер – Мария Шаманская
«История о молодой сильной женщине, которая не успела еще завести кошку» - этой строчкой, выведенной на проектор, начинается спектакль Марии Шаманской «Спойлеры» по пьесе драматурга Марии Огневой. Не совсем понятно, почему именно этот текст привлек внимание режиссера, потому как в нем нет ничего уникального, даже нет четкого авторского видения, анализа, философии. Иногда даже кажется, что автор сама запуталась в происходящем и не знает куда вести своего героя. К сожалению, проблема ощущения персонажа возникает часто, из-за чего распадается вся структура пьесы. Мария Шаманская постаралась взять самое лучше и показать именно настоящее женское мировосприятие со всем его противоречием, наивностью и страстностью.
Главным героем постановки Шаманской становится девушка Ира (Екатерина Максименко) – безбашенная молодая девушка, бросающая вызов светлому любовному чувству, в том время как главный герой пьесы Огневой – разум Ирины, воплощенный в лице ее молодого человека Арсения. Это важная деталь, т.к. вся оптика выстраивается в другом ракурсе, хотя, возможно, сама режиссер задумывала реализацию несколько иначе. В любом случае, что в итоге получилось: все происходит от лица Ирины, все ее поступки, ошибки, победы, снова ошибки, депрессивные состояния – какой-то нескончаемый «день сурка». При этом Арсений наблюдает за всем со стороны и выступает как бы подсознанием героини, которое она, конечно, же не слушает и снова, и снова бросает вызов. Мария Шаманская взялась за сложную психологическую проблему, которую разрешить практически невозможно, да, честно говоря, и не нужно.
На сцене вечный полумрак: все носят темную одежу, черные плащи, черные зонтики, здесь главенствует застой и упадок, настроение подавленное и унылое. Периодически судьбоносно натыкаясь друг на друга, герои все равно остаются одинокими: на самом деле у них нет настоящих друзей, не на кого положиться, никто по-настоящему не поддержит и не подаст руку, хотя, конечно, временами они обсуждают личные отношения, предлагают современные пути решения проблем, доступные их отшлифованному модой сознанию, как, например, «дышать маткой», провести анализ отношений с родителями, сменить партнера и т.д.
Абсолютно комичной фигурой выглядит психотерапевт Ирины (Татьяна Орлова) – властная, серьезная, на первый взгляд, женщина в очках, которая настолько экзальтированная и непрофессиональная в своем анализе проблемы, что иногда становится страшно за наших специалистов. Неужели все настолько печально в отечественной психологии, что психотерапевты теперь используют модель истерической игры в отношениях с пациентом? А может это просто стеб автора? Все может быть, сейчас кому только «корочки» не дают.
Одной из главных не только с точки зрения сюжета, но и эстетики, становится постельная сцена Иры и ее нового ухажера Димы (Артем Баранов). Интересным мог быть прием с воздушной белой простыне, ведь она такая легкая и должна передавать это ощущение находящейся под ней паре. А получилось несколько угловато, не вышло у Екатерины Максименко и Артема Баранова передать тот самый момент желания, возникающий в порыве страсти. Это интимный момент, накрывающая героев простыня – символ чего-то сокровенного, но после взмаха материи вверх все тайное стало явным, как это не печально. Ну и, собственно, Ирина просыпается совершенно опустошенной, но ведь, она могла уйти. Почему бы и нет? Почему она не ушла? Почему режиссер решила, что Ирина должна дождаться утра? Возможно, Мария Шаманская внутри себя хотела, чтобы Ирина в ее спектакле была счастлива. Увы, насладиться этим счастьем не в природе героини.
Особую роль в постановке играет сценография. Актеры ставят рядом кубики домино, будто хотят сказать, что каждому нужна половинка, и только единица ее не находит. Сразу возникает образ: единица – это все, каждый герой одинок. У них есть возможность найти себе пару, но на самом деле они не стремятся ни к чему, их в каком-то смысле устраивает проводят жизнь в атмосфере подавленности и вечного однообразия. Это актуально и весьма трагично. На самом деле сейчас огромное количество людей очень одиноки, несмотря на внешне кажущуюся общительность и активность. Еще один прием – теневой театр. Режиссер использует его как способ передачи воспоминаний Иры, которые она анализирует уже будучи взрослой и даже находясь внутри своего подсознания, просто она ощущает себя маленькой рядом с родителями. Они всегда будут большими для нее, ведь так и не пережита психотравма, а внутренний ребенок просит, чтобы его успокоили и погладили по голове.
В спектакле Марии Шаманской интересно наблюдать за тем, как женщина создает сугубо женский мир, где образ мужчины в принципе стирается, будто никогда не существовал. Акцентуация характера именно на том, что любая женщина, прежде всего, женщина со всеми ее слабостями, а мужчины – духи, ушедшие в пустоту, воспоминания, не отвечающие на телефонные звонки и ранящие нежное сердце, нуждающееся в защите и понимании.
Текст: Ксения Альпинская
#театр
#критика
#театральнаякритика
#спекаткли