Найти тему
Автомобили и люди

Сложный вопрос

Недавно мой приятель, большой поклонник автомобилей с эмблемой в виде трёхконечной звезды, задал мне вопрос: какой двигатель Mercedes-Benz лучше? И я, честно говоря, не нашёлся что сказать. Почему? Да потому что для каждого автомобилиста ответ на этот вопрос звучит по-своему.

Строго говоря, термин «лучший» при оценке характеристик мотора – разговор ни о чём. Ведь у каждого автовладельца есть индивидуальные предпочтения, в зависимости от которых на первое место ставятся:

  • Надёжность.
  • Ресурс.
  • Мощность.
  • Высокий крутящий момент.
  • Экономичность.
  • Хорошие экологические показатели.
  • Ремонтопригодность.
  • Стоимость обслуживания.

Этот список можно продолжить. Однако смысл, я думаю, ясен: разные люди предъявляют к двигателям разные требования. Другое дело что, по ряду причин, желания зачастую не имеют ничего общего с реальными потребностями владельцев техники.

Как показывает практика, свыше 80% автовладельцев на протяжении всего срока эксплуатации приобретённых машин используют максимум 50% возможностей силовых агрегатов. Оно и понятно, ведь улицы городов и даже скоростные магистрали – это не гоночные трассы, и не испытательные полигоны. Но это не отменяет того факта, что лишние лошадиные силы и ньютоны на метр, за которые заплачены немалые деньги, оказываются мёртвым грузом.

Задумайтесь, зачем вам мощь мотора от AMG? Просто что бы была?
Задумайтесь, зачем вам мощь мотора от AMG? Просто что бы была?

Разумеется, существуют автовладельцы, для которых обладание быстрыми и мощными автомобилями – вопрос престижа. Но даже они, в силу ограничений, обусловленных правилами дорожного движения, не имеют возможности, по крайней мере, на законных основаниях, реализовать заложенный в конструкцию машин потенциал. Что говорить о рядовых автолюбителях?

Рассуждения о том, что, пусть и хотя бы раз в жизни, может возникнуть ситуация, когда вам потребуются дополнительная мощность и лишние десятки километров в час скорости, не прокатывают. Если водитель не имеет опыта использования потенциала автомобиля на 100%, то решительное нажатие на педаль газа и стремительное ускорение принесут больше вреда, чем пользы. Куда разумнее не надеяться на то, что в сложной ситуации чудо-техника придёт вам на помощь, а разумно соизмерять имеющиеся возможности. И это только одна сторона медали.

На другой стороне – техническая и экономическая целесообразность. Мало кто из автолюбителей об этом задумывается, но избыточная мощность – это не только лишний расход топлива. Возникает множество других проблем.

Чтобы получить дополнительные лошадиные силы, приходится либо увеличивать рабочий объём двигателя, либо усложнять конструкцию силового агрегата. Увеличение рабочего объёма неразрывно связано с возрастанием массы. Этот путь, по крайней мере, в настоящее время, стараются уже не использовать. А вот конструкцию усложняют охотно, напрочь игнорируя тот факт, что чем сложнее механизм, тем он дороже, и требует больших затрат на поддержание своей работоспособности. Есть ли смысл переплачивать за владение сверхмощной техникой, возможности которой используются лишь частично? Сомневаюсь…

А ещё, чем мощнее силовой агрегат, чем выше создаваемый им крутящий момент, тем прочнее должны быть компоненты трансмиссии. К примеру, устанавливавшаяся на ВАЗ-21011 коробка передач, рассчитанная на работу в паре с мотором, развивающим мощность в 69 л. с. и крутящий момент в 94 Нм, физически не способна длительное время работать в паре с двигателем Volkswagen CHHB 2.0 TSI (220 л. с. и 350 Нм).

Volkswagen CHHB 2.0 TSI
Volkswagen CHHB 2.0 TSI

Если же установить на классические «Жигули» КПП с подходящими характеристиками, удар придётся на другие компоненты системы привода, такие как карданный вал, редуктор, полуоси ведущего моста. Словом, ничего хорошего не выйдет.

Имеющийся запас прочности, закладываемый в конструкцию автомобиля, нередко оказывается не так велик, как ожидалось. Приведу пример. Приехал как-то ко мне на ремонт владелец Volvo-740 и попросил выполнить капитальный ремонт движка B 234 F объёмом 2.3 литра и мощностью 156 л. с. Что и было сделано в лучшем виде. Моторчик стал работать как часы.

Обрадованный хозяин расплатился, прыгнул за руль и, попрощавшись, покинул мастерскую. Однако расставание было недолгим. Через час он позвонил и сообщил, что машину везут обратно на эвакуаторе, поскольку сдохла АКПП. Имевшая солидный пробег трансмиссия не выдержала нагрузок, возникших, когда отремонтированный движок обрёл первоначальную мощность и начал выдавать нормальный крутящий момент.

Пришлось рекомендовать владельцу популярного в своё время шведского седана потратиться на переборку не только АКПП, но и карданного вала, и заднего моста. Он согласился, и рецидивов больше не возникло. К чему весь этот разговор? А вот к чему.

Предположим, что под капотом вашего Mercedes-Benz E-class установлен мотор M273 KE, развивающий мощность 388 л. с. и момент 530 Нм. Это, конечно, круто. Однако вы, понятное дело, не ездите всё время со скоростью 250 км/час, и не норовите всякий раз, начиная движение со светофора, разогнаться до сотни за 5,2 секунды. А значит, не только возите с собой лишние килограммы массы автомобильных узлов и агрегатов, но и платите дополнительные деньги за их эксплуатацию и обслуживание. Деньги, которые можно было бы потратить более рационально.

Практика показывает, что для подавляющего большинства автомобилистов достаточно уровня энерговооружённости 100 л. с. на 1 тонну снаряжённой массы. Этого вполне хватает для того, чтобы разгоняться до скорости в 200 км/час и ускорятся до сотни за 10 секунд. Куда важнее оказываются не избыточная мощность, а надёжность и ресурс. То, что хорошо для болидов Formula-1 или спорткаров, участвующих в чемпионатах Гран-Туризмо, бессмысленно для машин, предназначенных для повседневного использования.

А раз так, то приобретая новое транспортное средство, и размышляя о том, какой двигатель лучше выбрать, прежде всего, подумайте о том, для чего вам нужен автомобиль. Хотите вы именно Мерседес-Бенц – на здоровье! Но, по здравому размышлению, может оказаться, что вам вполне подойдёт какой-нибудь M 270 в спецификации DE 16 AL red объёмом 1.6 литра и мощностью 122 л. с., не требующий значительных затрат на эксплуатацию и обслуживание. А капризный и дорогой в ремонте M 272 DE 35, способный выдать 292 л. с. – не более чем понты.

Разумеется, моё мнение - не истина в последней инстанции. Но если говорить о сбалансированной конструкции, то изо всех двигателей Mercedes-Benz, ещё не перешедших окончательно в категорию ретро, мне, как инженеру, больше всего импонирует M104 E28 – рядная шестёрка в 2.8 литра, развивающая мощность в 197 л. с.

-4

Ресурс этого силового агрегата оценивается в 500+ тыс. км. с возможностью продления срока службы за счёт капитального ремонта. Для солидного автомобиля весом под две тонны это как раз то, что надо.

Авто
5,66 млн интересуются