Антон Гопка — о том, чему стоит учиться прямо сейчас
Первые университеты появились около 12 веков назад: в них можно было учиться чему угодно и сколько угодно — никто никуда не спешил. В современном мире сжатые сроки. Антон Гопка, венчурный инвестор, экс-декан университета ИТМО в Санкт-Петербурге и основатель международного онлайн-университета наукоемкого лидерства и предпринимательства GATELEAD, рассказывает, почему узкая специализация вредна, почему уходит в прошлое корпоративная иерархия и чем обучение инновациям в университете отличается от акселераторов.
Наукоемкое лидерство и предпринимательство — одно из самых интеллектуальных занятий. Сегодня не существует простых масштабных бизнесов. Все простое уже было сделано. Бывают примеры успеха людей, которые успевают быстро и неглубоко отработать всплески интереса к той или иной технологии, но я убежден, что многомиллиардные бизнесы с долгосрочными конкурентными преимуществами основываются на прорывных технологиях и требуют широкого спектра навыков, включая регулирование, интеллектуальную собственность, управление исследовательской и инженерной деятельностью. Так, например, исключительно сложны все проекты Илона Маска: Tesla, SpaceX, Neuralink. Да и большинство крупнейших компаний в мире по капитализации исключительно технологичны — Amazon, Apple, NVIDIA и другие.
Раньше уже в старшей школе можно было в целом представить потребности промышленности и необходимый набор навыков для успешного трудоустройства. Люди готовились встраиваться в иерархию, становиться «хорошими» начинающими сотрудниками.
Сейчас даже корпорации ждут от работников готовности брать ответственность, того, что они проявят себя в качестве лидеров на всех позициях. Востребованы люди с неожиданными и редкими сочетаниями навыков и опыта.
Мир изменился. Иерархии стало меньше. Сегодня руководитель не может просто дать задание. Сотрудник ждет большего, чем «к вечеру надо сделать вот это». Ему нужно понимание, зачем эта задача нужна компании в целом и конкретно ему в его профессиональном развитии.
Более того, в сознании людей исчезает представление об учебе, работе и личной жизни как трех разных, независимых друг от друга сферах. Теперь все это равно конкурирует за время людей и воспринимается как единый жизненный проект. И люди сравнивают, что сегодня важнее и что даст максимальный эффект для роста их ценности и счастья.
Факультеты нужных вещей
Если вы собираетесь работать в секторах инновационной экономики — LifeSciences, Foodtech, Greentech, CreativeIndustries, Spacetech, Edtech и других, — вам нужен именно университет: других инструментов, предлагающих столь специфическое использование вашего времени, вы не найдете. Для простых задач, вроде интенсификации продаж или быстрых знакомств в каком-то регионе, университет избыточен: достаточно акселератора или интенсивна в сети. У вузов больше нет монополии на обучение конкретным узким навыкам. Но в университете, помимо получения навыков, вы увеличиваете масштаб своей личности, снижаете риск упереться в свои границы в будущем — а от этого напрямую зависит масштаб вашего личного успеха и успеха ваших будущих проектов. Я видел много примеров, когда очень достойные проекты упирались именно в личность лидера или ключевых членов команды. Мне представляется, что рост масштаба личности для преодоления личных, дисциплинарных, географических и научных границ — это главная миссия университета, для этого я и создаю онлайн-университет GATELEAD.
Современные университеты кросс-дисциплинарны: вы увидите, как-то, что вы создаете, отражается в философии, искусстве, науке, экономике и т. п. Даже когда в университете дают узкий навык, то одновременно показывают, как он вписывается в большую картину мира.
Студентам все реже дают набор фиксированных траекторий. Сам студент по ходу обучения постепенно выбирает, чему учиться. Так, например, учебные планы в ИТМО менялись ежегодно: те, кто ушел в академический отпуск, иногда не понимали, куда возвращались. Мы меняли структуру программ, модули, постоянно наращивали включение в глобальный контекст. Ведь общемировая повестка постоянно фокусируется на новых проблематиках — цифровая трансформация, Индустрия 4.0, ESG, метавселенная и Web3. Студенты приходят к нам узнавать не только о новых тенденциях, но и о том, как мы будем мыслить и взаимодействовать друг с другом через 5−10 лет.
Высшая школа идет в сторону трансдисциплинарности, добавления новых форматов, нацеленных на то, чтоб люди радикально разных профилей больше взаимодействовали между собой.
Преподавателям старой школы трудно это принять: они привыкли, что твердо знают, каков должен быть результат обучения, и следуют жесткому плану. Университет должен обеспечить возможность выбора пути, а для этого — отпустить ситуацию, отказаться от жестких траекторий обучения прошлого. Мир кардинально меняется: в нем выживут те, кто понимает не только языки программирования, но и метаязыки техноэтики, инклюзивности, дизайна, учитывающего интересы экологии и животных, социальных коммуникаций, а также умеет организовывать командную работу в формате равных партнерств. В этом случае человек приобретает устойчивость к изменениям. Общество из таких свободных людей — тоже.
Такое сообщество напоминает мне инсталляцию для главной рыночной улицы в одном из городов Голландии — это была конструкция из более чем 1 500 стальных лучей, которые поддерживались втулками. Когда эту конструкцию спроектировали в первый раз, она оказалась слишком громоздкой и угрожала обрушением. Ее долгое время безуспешно пытались облегчить за счет оптимизации веса втулок. Потом решили попробовать применить машинное обучение и, рассчитав давление на каждый узловой элемент, сделать каждую втулку уникальной с помощью 3D-печати. В итоге вес каждой отдельной втулки стал легче на 80%. Визуально после переработки они стали выглядеть не так, как могло бы диктовать нам чувство прекрасного — кривыми и биоморфными, но зато вся конструкция заработала. Сегодня многим легче принять, что втулки могут быть уникальными, но вот профиль профессионала должен быть идеально выверенными единообразным. Эта конструкция — хорошая метафора для общества: оно прекрасно тем, что его составляют очень разные люди, уникальные, интересные, «нетрадиционные», «странные» и «сложносочиненные», которые настроены на сотрудничество и взаимодополнение, а не на конкуренцию.
Беседовала Софья Корепанова
Источник: приличныелюди.рус
#общество #образование #университеты #университетыроссии #вузыроссии