Первая причина - это пресловутый бюрократизм. Об этом было сказано немало. И все же повторюсь. Современный учитель завален бумажной работой: рабочая программа, технологическая карта урока, план воспитательной работы, план работы с родителями, план родительских собраний, план индивидуальной работы, план-график контрольных работ, отчет о выполнении программ, отчет о качестве реализации образовательных программ, отчет по итогам успеваемости, отчет об итогах воспитательной работы, план внеурочной деятельности, отчет о результатах внеурочной деятельности, план и отчет по реализации программы компенсирующих мероприятий, план организации отдыха, оздоровления, досуга и занятости детей в период каникул, лист учета опоздавших, плюс сверху постоянно летит что то, о чем еще нужно отчитаться причем, все это срочно, плюс классный и электронный журналы, плюс проверка тетрадей, плюс пресловутый, в очередной раз меняющийся ФГОС, плюс необходимость следить за жизнью школьников вне школы, потому, что если что-то ребенок натворил, либо с ним что-то случилось, виноват кто? Правильно – школа!
Вторая причина: программы и учебники, по которым учат наших детей. Современные учебники – что-то из области фантастики. Небольшой пример из жизни. Моя дочь в классе 7-8, не помню уже, принесла «4» по биологии. Я начала возмущаться, говорить, что она не доучила. Дочь доказывала, что все выучила. Я сказала, что биология - не математика, где можно неправильно решить, биология - предмет, где, внимательно прочитав параграф, ответить неправильно на вопросы невозможно. Дочь сказала: «Попробуй сама». Я, имеющая «5» по биологии в школе и успешно сдавшая вступительный экзамен по предмету в ВУЗ, твердо решила доказать дочери свою правоту: перечитала домашнее задание и… не смогла ответить на вопросы в конце параграфа. И это относится ко всем предметам, например, русский язык. Во время моей учебы в школе в начале каждой темы было правило, пример разбора и много практических занятий. Сейчас все по-другому: правила, или их подобия изложены так растянуто и витиевато, что не очень понятно, где собственно это самое правило. Об этом говорить можно много, а еще можно сделать вывод: подавляющее большинство учебников и школьных программ очень сильно и непонятно зачем усложнено. Видимо, составляют их люди, не имеющие представления о школе.
Третья причина – обилие оценочных процедур. Взять, например, ВПР. Задания ВПР, зачастую не соответствуют программе, детей к ним приходится готовить отдельно. А это значит тратить драгоценное время уроков на задания, которые не предусмотрены программой в текущем учебном году. Я уже не говорю о том, что зачастую эти задания неграмотно и некорректно составлены. Более того, при проведении ВПР отменяются занятия по графикам учебного процесса, происходит невыполнение учебной программы, так как вместо предусмотренных учебной программой уроков обучающиеся в учебное время отвлечены на проведение ВПР, не являющихся частью образовательной программы. То есть вместо того, чтобы давать детям хорошие базовые знания, учителя вынуждены давать много лишней, а зачастую и ненужной информации. Например, на эти все мероприятия приходится тратить драгоценные часы, во время которых можно было бы дополнительное время уделить разбору сложной темы, или чему-то еще. Каждый предметник знает, как распорядиться этими часами. А нужно ли усиленно продвигать заграничную систему тестирования PISA для контроля над обучением наших детей? Мы уже столько раз сталкивались с тем, что западные технологии лишь разрушают образование, что надо очень внимательно подходить к их внедрению. И еще один момент. Дети приходят в школу с каждым годом все слабее, а учебный материал с каждым годом усложняется. Я уже не говорю о том, что творится с государственной итоговой аттестацией, на которую выносятся задания, которые в принципе в школе не проходят. Живой пример из жизни: несколько лет назад на экзамен по английскому языку была вынесена тема, которую правильно раскрыть было практически невозможно, потому что это другой уровень владения языком. И таких примеров можно привести великое множество. В итоге сейчас сложилась такая ситуация: дети уже со второго класса посещают репетиторов, так как учитель просто не в состоянии выдать и материал по школьной программе, и дополнительный материал, ведь занятия должны соответствовать ФГОС, плюс он должен найти время на заполнение бесконечной отчетности, плюс бог знает что еще. Есть же предел силам человеческим. И еще один момент, я снова о русском языке, я форменный гуманитарий, мне эта тема ближе. Я несколько лет назад как мать одиннадцатиклассницы ходила писать сочинение. И процедура написания меня сильно расстроила: нам объяснили, как писать, и я это сделала в соответствии с современными требованиями, в общем-то написать сочинение для меня никогда сложности не вызывало, но… Когда я училась в школе, требования к сочинению были примерно такие: введение, основная часть, заключение, причем объем роли не играл, лишь бы была раскрыта идея, мы могли высказывать свое собственное мнение, ну и грамотность, конечно, учитывалась. А сейчас наших детей учат не рассуждать и высказывать собственные мысли, а писать по шаблону: определенное количество знаков, определенное количество цитат. Свое мнение лучше не высказывать (если оно не совпадает с мнением автора). В общем, ребенок должен думать не над тем, как раскрыть суть произведения, а над тем, как бы не отступить от шаблона. А проекты в начальной школе? Ну, ясно же и понятно, что их делает не ребенок, а родитель. И задания в начальной школе такие, что часто ребенок не может их сделать самостоятельно, а только с помощью родителей. У нас много говорится о необходимости повышения качества образования, но почему-то нашими чиновниками от образования или просвещения повышение качества понимается как усложнение, а не как забота о том, чтобы сделать учебный материал доступнее для восприятия учащихся.
И последняя, хотя, может быть, самая главная проблема современной школы – это, как ни странно, мы, родители. Собственно, сесть за эту статью побудил разговор, подслушанный мною во время поездки в общественном транспорте. Разговаривали две молодые женщины, мамочки, как я поняла, младших школьников. Одна из них, рассказывала, что ходила в школу и «всех там разнесла». Сказано было несколько другими словами, я не могу все повторить дословно, так, как из нормальных человеческих выражений в пламенной речи мамаши были только предлоги. Суть проблемы, по ее словам, была в том, что учитель придирается к ее чаду ненаглядному: делает замечания, а недавно отобрала на время урока телефон. Причем женщину совершенно не интересовало то, что телефон отобрали из-за того, что ребенок постоянно отвлекался и вместо выполнения заданий играет с помощью этого устройства. То есть вместо того, чтобы объяснить ребенку, что нельзя грубить учителю, нельзя отвлекаться на уроке, горе-мать при этом самом ребенке говорила, что «Да как она посмела, да кто она такая! Да я ей устрою!» И все в таком роде. О каком уважении учителя может идти речь?!! Когда моя дочь училась в школе, я, как и все родители, посещала родительские собрания. И если собрание было общее, в актовом зале школы, получалось так, что, если не сел где-то впереди, ничего не услышишь. Вот ощущение, что люди собрались не узнать о своих детях, а пообщаться. Что тогда говорить о детях, если родители своим поведением показывают свое неуважение к школе, к учителям.
Сейчас стало модно говорить о том, что ребенок – личность, у которой есть права. И они эти свои права знают очень хорошо. Но многие и дети, и родители забывают о том, что у каждого, даже маленького человека кроме прав, есть еще и обязанности. И главная обязанность детей – учиться. Опять-таки приведу пример из жизни. В начале пандемии коронавируса, получилась ситуация, когда были перекрыты границы регионов, а в это время у нас гостила моя младшая сестра. Она учитель русского и литературы. И вот она приехала, а уехать не смогла. И все прелести дистанционного обучения я имела возможность наблюдать лично. Я была свидетелем того, как она готовилась к занятиям, записывала объяснения тем уроков, как проверяла сочинения, присланные на WhatsApp или прикрепленные в Дневник.ру., как выписывала каждую ошибочку в отдельную тетрадь, на мой вопрос зачем, был ответ: будут звонить, я должна объяснить. Телефон ее не умолкал, бесконечно звонили и дети, и родители. И чтобы попросить что-то объяснить, и спросить об оценке, и повозмущаться. Причем позвонить могли и в одиннадцать вечера, и в двенадцать часов ночи. Видела ее воспаленные, слезящиеся глаза от постоянного нахождения перед монитором. А еще я своими ушами услышала голосовое сообщение, смысл которого был: «Мой сын НЕ ХОЧЕТ заниматься дистанционно, вот закончится дистанционка, начнут учиться в школе, тогда он и будет учиться». А сын, на минуточку, в пятом классе. То есть авторитета родителей для пятиклассника уже недостаточно, чтобы его убедить учиться. Конечно, тяжело в этот период было всем: и детям, и родителям, и учителям.
На мой взгляд, обывателя, вроде бы все просто: освободите педагога от бесконечной отчетности, уменьшите количество оценочных процедур, приведите в соответствие школьным программам проверочные работы, ужесточите требования к учебникам (в идеале, вообще взять за основу советские учебники: доступные для восприятия и информативные). По-моему, в погоне за нововведениями наши чиновники от образования и просвещения забыли, что советское образование было самое лучшее, об этом говорит востребованность наших специалистов во всем мире, а также то, что оно взято за основу в других странах. Интересный пример — Финляндия. Всеми признано, что там сейчас лучшая система образования в Европе. Так вот, они как раз взяли наши советские программы и принципы образования. Прекратите уже издеваться над учителями и над учениками, вынося на государственную итоговую аттестацию задания, которые не входят в школьную программу. И все. Этого будет достаточно. Но я реалист и понимаю, что у нас и дальше будут продвигать «улучшения», из-за которых просто воют и учителя, и ученики. Такие вот невеселые мысли. Когда я задумывала тему моего канала, я представляла себе, что буду писать о том, что волнует современную женщину – маму, жену, сотрудника какого-то учреждения: о моде, о красоте, о воспитании, буду делиться рецептами, идеями поделок в садик и школу, и это все будет, конечно, но первая моя статья получилась такая вот невеселая. Уж не судите строго.