Привет, друзья! Вы смотрите текстовую версию подкаста "БАШНЮ СНЕСЛО" - подкаста о бронетехнике двух мировых войн! Не забудьте подписаться на наш канал на "Яндекс.Дзен"!
Наш сегодняшний герой получил довольно необычное для России имя Жозеф. Жозеф Яковлевич Котин родился в семьи рабочих в городе Павлоград, что в Екатеринославской (ныне Днепропетровской) области. Жозеф появился на свет 10 марта 1908 года, и в 12-летнем возрасте вместе с родителями переехал в Харьков, где поступил в местную школу.
Завершив обучение, Жозеф в пятнадцать лет стал учеником слесаря на заводе «Труд» - это крупный котельно-механический завод Харькова. Уже во время работы на заводе Котин предложил чертежи слесарных тисков с необычными и крайне эффективными доработками. Вместе с заводским трудом, Котин уделял внимание и труду умственному: так, Жозеф сначала учился на вечернем рабочем факультете, а потом поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института. В итоге, по завершении обучения, Котин был направлен в город Ленинград, где обучался в Военно-технической академии имени Дзержинского на факультете механизации и моторизации.
Завершив и этот этап обучения, Жозеф Котин до 1937 года трудился в ВАММ (Военная академия механизации и моторизации). От обычного инженера он дорос до крупного начальника отделения в научно-исследовательском отделе. В те годы Котин был занят разработкой потенциально интересной механики десантирования танков Т-37А и Т-38.
В начале 1937 года, за заслуги во время работы в ВАММ, Жозеф Котин стал начальником конструкторского бюро СКБ-2, работавшего на базе легендарного Ленинградского Кировского завода. Котин пришёл туда в тот момент, когда инженеры продолжали тяжёлые, бесперспективные работы по танку Т-28. Жозеф сразу понял, что СКБ-2 не хватает собственных мощностей, мастерских и так далее, поэтому, прежде всего, Котин попросил, чтобы его конструкторскому бюро выдали в собственность новые помещения. Многие замечали, что Котин подходил к работе КБ не только как выдающийся инженер, но и как грамотный организатор.
В новом, 1938 году СКБ-2 стало разрабатывать тяжёлые танки. В частности, это были трёхбашенный монстр СМК и довольно известный танк КВ-1. Разработка шла плодотворно, успешно, и уже в декабре 1939 года танк, названный именем Клива Ворошилова, гордо и с честью отправился в серию. Уже тогда про Котина говорили, что он стал тем человеком, кто создал первый советский тяжёлый танк. Но сам Жозеф Котин не останавливался, и уже к марту 1940 года руководству был представлен необычный вариант танка КВ со смертоносной гаубицей в 152 мм, получивший индекс КВ-2. Вплоть до 1941 года Котин продолжал экспериментировать с платформой КВ: так получились не пошедшие в серию тяжеловесы Т-150 и Т-220, чуть позже – КВ-3. Вместе с тем Котин уделял внимание и лёгкой технике: например, он предложил проект лёгкого танка Т-50 и САУ с пушкой в 152 мм диаметром.
Всё было хорошо, если бы не война. Едва начались бои, как ЛКЗ тут же был завален заказами на танки КВ разных модификаций. Конструкторы во главе с Кошкиным почти не спали и были вынуждены согласиться на казарменное положение. Они трудились целыми днями, почти без отдыха. В результате танки серии КВ были несколько упрощены, их производство стало чуть более дешёвым, а темпы производства возросли в два раза. За этот тыловой подвиг инженерной мысли Жозеф Яковлевич Котин получил звание Героя Социалистического Труда, орден Ленина и медаль «Серп и Молот» от 19 сентября 1941 года.
В октября 1941 года Жозеф Котин становится главным конструктором крупного объединения нескольких танковых предприятий (Челябинский тракторный завод, Уралмашзавод и Уралтубзавод), получившего грозное название «Танкоград». Любопытно, что помимо главы «Танкограда», Котин получил ещё и звание Наркома промышленности по техническим вопросам, при этом формально Котин продолжал считаться главным конструктором Ленинградского Кировского завода.
После того, как к «Танкограду» присоединились инженеры эвакуированного в Челябинск СКБ-2, Котин продолжал улучшать тяжёлый танки. В частности, в это время он работал над танком КВ-1С, огнемётной версией танка КВ-1, именуемой КВ-8. Вместе с тем инженеры под руководством Котина разрабатывали культовую САУ времён войны – СУ-152 «Зверобой».
В последние военные годы коллектив автором КБ Котина успешно работал над новыми тяжёлыми танками РККА, такими как КВ-85, ИС-1 и культовый ИС-2. Параллельно продолжались разработки тяжёлых САУ ИСУ-152 и ИСУ-122. Последним проектом времён Великой Отечественной войны для Котина стал тяжёлый танк ИС-3.
После завершения военных действий, Котин вернулся в родной Ленинградский Кировский завод, поработал там немного, а с 1949 года получил руководящую должность в Всесоюзном НИИ №100. В эти годы Котин и его команда создают новые проекты тяжёлых танков для ВС СССР: это и ИС-7, и Т-10 в различных вариаций, и «Объект 266» с гидромеханической трансмиссией; и «Объект 277» с новой, невероятно эффективной пушкой. Кроме этого, Котин разрабатывает в это время различные экспериментальные машины: плавающий танк ПТ-76; танк с формально не обитаемой башней «Объект 287», САУ на базе танка Т-10 – «Объект 268».
Но Жозеф Яковлевич был конструктором не только военной, но и гражданской техники. Так, он разработал гусеничный трактор КТ-12, арктический автомобиль «Пингвин» и легендарный трактор «Кировец».
В конце 1960-х годов Котин стал заместителем министра оборонной промышленности, а с 1972 года – членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.
Жозеф Яковлевич Котин умер 21 октября 1979 года в Москве, в возрасте 71 года. Его могила до сих пор сохранилась на Новодевичьем кладбище в Москве. Помимо этого, в честь Жозефа Котина на территории ЛКЗ установлен бюст, а во многих городах (Павлоград, Челябинск и Санкт-Петербург) есть мемориальные доски с именем Жозефа Котина. Но самое главное – в честь Жозефа Яковлевича Котина в 1986 году названа вершина в горной системе Тянь-Шань: Пик Котина имеет высоту 4820 метров и памятную доску, на которой написано:
«Пик Котина назван в честь советского конструктора танков, Героя Социалистического Труда, четырежды лауреата Государственной премии СССР Котина Жозефа Яковлевича».
Память о Жозефе Яковлевиче Котине как создателе легендарных танков КВ и ИС, Герое Социалистического Труда и многократном лауреате Сталинской премии останется на века. Мы – помним!
________________________________________________________________________________________________________
Ну что же, а на сегодня всё! Надеемся, что вам понравился этот выпуск . Пожалуйста, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, если вы ещё этого не сделали! А если вы уже подписались, то добро пожаловать в нашу семью!
Напоминаем также, что вы можете слушать подкаст «БАШНЮ СНЕСЛО» на всех доступных вам подкаст-платформах. Просто выбираете вашу любимую и удобную именно для вас платформу, находите в поиске наш подкаст и приятное времяпрепровождение вам обеспечено! Для большего погружения в историю танков и танкистов, вы можете посетить нашу группу ВКонтакте, где, помимо самих подкастов, периодически публикуется интересный и эксклюзивный контент. Так что, присоединяйтесь!
Наконец, информация для тех, кто хочет поддержать нас материально – а такие, мы надеемся, есть! Так вот, поддержать нас вы можете через специальный виджет в нашей группе ВКонтакте, где указаны все наши контакты, адреса и способы помощи нашему подкасту.Теперь точно всё.