Aseman Talo — так по-фински называется дом станционного смотрителя на ж/д станции. Когда-то на территории нынешней Ленинградской области и Карелии таких было достаточно — лет сто назад. Сейчас энтузиасты из фонда «Внимание» восстанавливают по архивным фото, рисункам и чертежам хотя бы один.
Вот как это происходит.
История
Станционный дом в Каарлахти (сейчас это посёлок Кузнечное в Ленинградской области) был построен в 1916 году. Финские архитекторы обустроили станцию для железнодорожников, которые обслуживали ветку от Петрограда до Николайстада (сейчас это Санкт-Петербург и Ваааса).
Строили так, как было принято тогда в Финляндии: каменный фундамент, деревянный дом.
По этому же принципу выстроены частные дома того времени и в городах Центральной России.
Через сто лет после постройки, в 2016 году, уже признанное ветхим здание решили снести.
Его удалось спасти местной жительнице: сруб разобрали и перевезли к ней на участок. По весне планировали просто собрать — но за зиму была утрачена маркировка брёвен и часть материалов. Так что теперь его воссоздают фактически заново — большей частью из тех, столетних брёвен.
Что-то приходится делать и полностью с нуля. Например, финские строители покрыли асеман тало кровельным железом. В советское время в процессе ремонта его заменили на шифер, сейчас временное решение — профнастил.
Но стоит задача восстановить аутентичную кровлю.
Волонтёрам и историкам помогает то, что сохранилось немало материалов о доме железнодорожников.
Помимо Марии Куск, местного краеведа, архивными изысканиями занимается историк искусства Анастасия Мартынова. А собирать средства на восстановление Aseman Talo помогает фонд «Внимание».
На соседнем участке стоит другой столетний дом. Там, на хуторе Milka, живёт сама Мария Куск и создаёт общедоступный краеведческий музей, собирая и описывая артефакты.
Экспозиция состоит уже из нескольких тысяч экземпляров и описывает историю Карельского перешейка.
Среди них есть предметы, показывающие, как жили эти места задолго до железной дороги, а то и в каменном веке. Но затронута и история станции — как без этого.
В 2019 году при помощи фонда и волонтёров удалось воссоздать часть окон, исторические двери, доработать обшивку (используя современную древесину) и многое другое.
Весной 2021 года воссоздали по сохранившимся чертежам 13 отсутствующих окон.
Теперь пришло время заняться аутентичной кровлей.
«На собранные средства мастера уложат металлическую фальцевую кровлю с шагом в аршин, как это делалось раньше. Мы будем использовать оцинкованное железо, которое мастера покрасят вручную», — пишет фонд.
Затем кровлю утеплят, а также заменят козырьки над входом и др.
Сбор средств идёт на сайте фонда «Внимание», сейчас самое время принять в нём участие.
После восстановления Aseman Talo туда с хутора Марии переедет краеведческий музей Карельского перешейка.