В этом году шумно и долго празднуют юбилей Петра I. На этом фоне и День России выглядит бледно.
Но о втором празднике в следующей публикации. А сейчас о Петре.
О Петре I, о Петре Великом, о царе-реформаторе, царе-плотнике и прочее, и прочее…
Оспаривать величие Петра глупо. То, что совершил он с огромным государством, под силу единицам. В нашей истории таковых было не более, чем пальцев на одной руке.
Но я хочу попробовать разобраться не столько в его победах, а в том, что можно отнести к его поражениям.
При всём его величии, мне даже порой немного жалко его. Провёл всю жизнь в трудах, в борьбе, в длительных поездках, в том числе по миру, а в результате…
Мне кажется, что великим реформатором не была создана система, которая позволила бы и после его смерти продолжаться начатому им хорошему, отмела бы плохое, не похоронила бы трудов его.
Начнём с того, за что Петра превозносят, взглянем на результаты его начинаний и деяний после его смерти.
Заодно вспомним сводного брата Петра - Фёдора Алексеевича, правившего на Руси с 1676 по 1682 год, всего 6 лет. Без этого не обойтись. Кстати, родившегося 9 июня 1661, ровно за 11 лет до рождения Петра.
Фёдора готовили к царствованию – как при Борисе Годунове готовили царствовать его тёзку Фёдора Борисовича, убитого при нашествии поляков, приведенных на Русь Лжедмитрием.
И оказывается, что некоторые деяния Петра стали продолжением дел напрочь забытого ныне его предшественника и брата.
Итак, Петра восхваляют за создание на Руси профессиональной армии. Якобы, впервые в истории.
Но при царе Фёдоре продолжалось, начатое ранее,
формирование полков нового строя.
Военные силы формировались за счет местного населения (даточные люди: 1 человек – 25 податных дворов (прообраз рекрутской системы петровской поры).
1682 - отмена местничества по указу, согласно которому подтверждалась обязанность дворян служить в полках округов. Появляется термин «полковая служба». Русская армия на 4/5 была постоянна ещё до Петра I.
Таким образом, ещё при Фёдоре произошла подлинная централизация военного дела в стране.
Выходит, не будущий император был зачинателем военных преобразований.
Правда, свои преобразования он проводил в кратчайшие сроки, не считаясь ни с людьми, ни с затратами.
Ещё одна неоспоримая заслуга Петра – создание в России флота. Военно-морского и торгового.
Торговать с Европой надобно было. А чтобы заморские купцы не грабили беззастенчиво русских, диктуя им условия торговли и цены, надобно было на своих кораблях самим вывозить товары за рубеж.
И флот создали. И военный тоже. Чего это стоило, и как это делалось, хорошо показано в почти полувековой давности советском 9-тисерийном фильме «Россия молодая». Заодно из истории Руси и из того фильма можно узнать, что ещё задолго до петровских времён русские плавали на лОдьях числом в 2 тысячи воевать Царьград. Каждый такой корабль времён вещего Олега вмещал до 40 человек.
Но что стало с тем, по сути Балтийским флотом, построенным Петром, после смерти?
Он был в запустении и почти полностью сгнил при преемниках императора. Да и не были они преемниками. Были, по сути, случайными людьми, объединёнными волей и властью Петра. Служившими Петру. И только через него России. А после его смерти больше себе и своему карману.
Сначала неграмотная, без роду и племени, бывшая прачка Екатерина I. Затем ветреный мальчишка, развращавшийся в их корыстных целях бывшими соратниками Петра, «птенцами его гнезда», внук и двойной тёзка императора, Пётр II Алексеевич. Сынок, между прочим, загубленного царского сына Алексея.
Не до флота в ту пору было тем, кого царь-император считал своими сподвижниками. Они удобных и выгодных для себя царей на трон двигали. С участием гвардии, родившейся в боях из созданных когда-то юным Петром потешных войск.
Общеизвестно, что царь Пётр был малообразованным человеком. Это Фёдору давали системное образование, а Петруше недосуг, наверное, было в детстве осваивать науки. То ли его мать, Наталья Кирилловна, недоглядела, то ли буйному молодцу неинтересно было изучать преподаваемое ему. Хотелось другого.
Вот и приходилось умному, сметливому, но необузданному и неусидчивому отроку, а потом парню до всего доходить самому. Причём, чему ему учиться, выбирал для себя сам царь.
Только, на мой взгляд, зачастую не тому он учился.
Скажите, зачем государю знание 12-ти ремёсел вместо знания и умения управления государством? Особенно таким, как необъятная Россия.
Поэтому-то, наверное, он и не знал, принимая решение о первой экспедиции Беринга (не осуществлённое при жизни императора), что ещё его отец, как говорят, целый день посвятил расспросам Семёна Дежнёва, за 80 лет до Беринга открывшего пролив между российскими землями, Евразией и Америкой.
Это подготовленный брат Фёдор, доживший лишь до 20 лет, не ремёсла осваивал, а реформировал не только военную, но и систему государственного управления. И не только её.
Так, при Фёдоре Алексеевиче в составе Боярской думы была создана Расправная палата. Её главная функция – рассмотрение спорных вопросов, возникающих в результате действия приказов (прообраз Сената).
Было проведено объединение приказов, имеющих сходные функции, под управлением одного лица. В первую очередь, военных и финансовых.
Царь Фёдор продолжил начатое до него формирование полков нового строя во главе которых вставали иностранные военачальники
Появилось девять военных округов, где комплектовались полки.
Военные силы формировались за счет местного населения (даточные люди: 1 человек – 25 податных дворов (прообраз рекрутской системы).
Содержание полков осуществлялось на основе налога с податного населения.
В 1682 царь Фёдор Алексеевич издал указ об отмене местничества, согласно которому подтверждалась обязанность дворян служить, но за военную службу засчитывалась служба не в дворянском ополчении, а в полках округов. Появляется термин «полковая служба». Русская армия на 4/5 была постоянна ещё до Петра I.
Таким образом, уже при царе Фёдоре произошла централизация военного дела в стране.
Царь Фёдор провёл реформу Государева двора, осуществив составление единой системы чинов и званий из 35 степеней (Петр I ввёл Табель о рангах, коих было 14).
При предшественнике Петра, Фёдоре, была проведена налоговая реформа 1679 года: вместо поземельной единицы налогообложения (сохи) вводилась новая единица – 1 двор (подворное налогообложение).
Надо отметить, что при Петре было продолжено совершенствование налогообложения: введён подушный налог.
При Фёдоре вместо многих прежних налогов, которые собирали различные приказы, создавая простор вымогательствам и утаиванию денег, по сути, казнокрадству, введен уменьшенный по общему размеру единый налог, так называемые стрелецкие деньги - на содержание армии.
При нём же устанавливалась единая системы мер и весов для взимания налогов натуральным продуктом.
При юном царе Фёдоре Алексеевиче налоговое бремя сократилось, а казна стала собирать больше (первый и последний раз за всю историю России).
Но не менее важное дело начал царь Фёдор – он озаботился проектом Московской Академии (университета).
При одном из московских монастырей было открыто Славяно-латинское училище. Возник и проект создания академии.
По распоряжению царя был составлен проект Московской Академии (университета).
В университете должны были учиться представители всех сословий, им выплачивалась стипендия, на которую можно было прожить.
При Фёдоре Алексеевиче началась разработка плана создания технических училищ для бедных детей, где бы их учили наукам, которые «зело во всех случаях нужны и потребны», а также нужным России ремеслам.
Фёдор Алексеевич считал, что необходимо создать математические, фортификационные и артиллерийские школы. В этих учебных заведениях должны были учиться дети простолюдинов. Был издан указ, согласно которому необходимо выискивать умных детей и отправлять в школы, а затем, возможно, и в университет.
При нем изменилась Москва. Царь распорядился мостить в Москве улицы и провести канализацию во всех кремлевских зданиях.
В полной мере царь Фёдор реализовать свои проекты не успел, прожил всего 20 годков.
Реформы царя Фёдора Алексеевича охватили почти все сферы общества: сферу управления, экономическую и финансовую, военную и сферу образования.
При этом в отличие от времён правления непредсказуемого Петра, реформы проводились не спонтанно, не по его прихоти, не сумбурно и свирепо, а целенаправленно и продуманно.
Петр I продолжал реформы, начатые Фёдором Алексеевичем, но при этом «царь-реформатор» широко и часто использовал насилие и принуждение, «через колено» ломал прежние устои и традиции, что привело к недовольству значительных масс населения и напряжению в стране.
Так, кто ж после этого был бОльшим реформатором?
Но вернёмся к этапам и событиям в жизни самого царя-императора Петра I.
Своенравный, неспокойный по нынешним меркам юный Пётр не по своей воле, а по желанию матери женится. Его женят, в надежде, что он остепенится. А то уж больно он приохотился к гулянкам в Немецкой слободе с её вольными – по русским меркам – нравами, с вином, табаком, доступными девицами.
Но необузданный в своих желаниях и поступках царь, быстро пристрастившись к кукуевской жизни и нравам, не свою полюбовницу Анну Монс оставляет, а насильно заточает в монастырь свою законную, венчанную жену Евдокию. Заодно лишает матери и своего сына. Которого воспитывают в доме сестры Петра Натальи. Царевич Алексей, по сути, при живых родителях становится сиротой.
Мало этого, позже, узнав, что его ещё молодая жена, с которой он не разведён церковью, находясь в монастыре, сожительствует с гвардейским офицером, он того офицера, покусившегося на царское "имущество", после жестоких пыток подвергает страшной и мучительной смерти – того сажают на кол.
Позже подвергается наказанию и Анна Монс, когда изменяет своему венценосному любовнику. А незадолго до смерти Петра казнят и её брата за амурные утехи с императрицей Екатериной.
Погибнет в застенках Петропавловки и сын Алексей.
Свою старшую дочь, Анну, которая, на мой взгляд, по своему характеру, по образованности, по отношению к отцу, по отношению к окружающим могла бы стать хорошей преемницей Петра, он отдаёт замуж за герцога Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского, дочь с мужем уехала в Голштинию.
И всё это ради счастья, вроде бы, любимой дочери, а ради международной реал-политИк.
Там она не была счастлива в недолгом браке с пившим и гулявшим на стороне мужем, в 20 лет умерла после родов сына, будущего Петра III. Но и пользы для государства российского этот брак, заключённый не по любви, а ради выгоды, не принёс никакой.
А ведь его изменения традиции престолонаследия позволяло Петру назначить своей наследницей единственную наиболее приемлемую кандидатуру – Анну.
Кто-то, скажет, но она ж - баба. Да ещё и рождена до брака отца с матерью - незаконнорожденная.
Всё так. Но в Англии ещё во времена Ивана Грозного на престоле была женщина - Елизавета I, потом были и Анна, и Виктория, именем которой названа целая эпоха в жизни Великобритании.
А что касается незаконнорожденной, так её сестре Елизавете это не помешало занять престол и править государством два десятилетия.
Пётр же, осваивавший ремёсла, изменив ранее существовавший веками порядок престолонаследия, не удосужился вовремя озаботиться назначением наследника, составлением завещания.
Тем самым, сам породил череду дворцовых переворотов, чем знаменит XVIII век в русской истории.
И лишь его младшая дочь, Елизавета, через дворцовый переворот – один из многих в ту пору – пришла к власти.
И что интересно, одними из главных участников этих переворотов были гвардейцы – творение Петра.
Таковы результаты отсутствия чёткой и жёсткой системы, нужных законов.
Что касается его сподвижников, то после смерти они выказали своё отношение и к Петру, и делам его.
Его «птенцы» думали не о пользе государства, а о своей пользе. Перегрызлись между собой. На долгие годы, по сути, оставили Россию без управления или отдавали его кому непопадя.
И многие из них сами кончили плохо.
Екатерина I сошла в могилу вскоре за мужем. Скончалась от ненормального образа жизни: пьянства, ночных пиршеств, чрезмерных любовных утех.
Меншиков умер в ссылке в Берёзове, похоронив сначала жену, затем дочь.
Толстой умер в соловецких застенках, похоронив там же и своего сына.
Почти всех Долгоруковых казнили при Анне Иоанновне, племяннице Петра.
Напрашивается вопрос: так для чего и для кого трудился «царь-работник»?
Для народа, численность которого за годы его правления значительно сократилась? По некоторым сведениям - до 20%. И у значительной массы которого он остался в памяти, как царь-антихрист. Того самого народа, окончательное закабаление которого крепостничеством – крестьяне составляли около 95% населения – произошло при его правлении.
О народе ли он думал, уезжая в Европу на полтора года, оставляя огромное государство на чужое управление? И та поездка была не единственной. Хотя надо признать, что в первой поездке царь набрал почти семь сотен нужных для развития России иностранных специалистов в разных областях знаний и умений.
Для своего окружения?
Для семьи?
Или для величия Российского государства, империи?
А в чём заключается то величие?
В том, что, перекорёжив в русском мире почти всё, что смог, диктуя даже в мелочах, как дОлжно жить каждому, притащив в русскую жизнь западные нравы, западную моду с чулками и портками до колен для мужиков – в наши-то морозы, - разъединив навсегда крестьян (создав два мира) с их барами, ставшими совсем чужими для простых россиян?
Или в том, что им и с его правления на Руси было заложено преклонение перед Западом, низкопоклонство, копирование всего – плохого тоже – оттуда.
В истории Петра были громкие победы и свершения.
Но смущает его цель – сделать страну не хуже заморских, удивить иноземцев.
В этом отношении показательна история с закладкой и строительством новой столицы России – Санкт-Петербургом.
Бесспорно, России и её создаваемому флоту нужна была военно-морская база на Балтике. Наподобие той, что позже была создана при Екатерине II на Чёрном море – Севастополь.
Но это ж надо было удумать построить огромный в перспективе город на болотах, ежегодно затопляемый наводнениями, и перенести в него столицу. Причём строилась будущая столица на территории, принадлежавшей в ту пору Швеции, т.е. строилась даже не на границе государства, а за его границей. Не случайно, что позже про это скажут, что российская столица напоминает сердце человека, расположенное в мизинце его ноги.
Не случайно поэтому, что русскую столицу в более поздние времена обстреливали шведские корабли в 1777 году, в 1941-м, через три месяца с начала войны её заключили в почти трёхлетнюю блокаду от остальной России.
И опять в действиях Петра явно просматривается, на мой взгляд, – надобно, чтобы сие было, как в Голландии. И даже лучше.
А число загубленных при строительстве русских душ – неважно. О финансовых и материальных затратах тоже особо не печалились. Создавали Парадиз.
В этом для меня истинный Пётр – в желании переплюнуть кого-то, перещеголять, порою бездумно копируя чужое.
И при всём при этом масштабы сделанного им впечатляют. А вот цели и средства достижения целей…
И в заключение этой большой статьи.
Два года назад был 150-тилетний юбилей В.И. Ленина. Великого человека, сделавшего для страны и мира не менее чем Пётр I.
Но и близко не было чего-то похожего на празднования юбилея царя Петра.
Неужели Ленин не заслужил?
Подобная избирательность властей давно уже не удивляет.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.