"Торжество американского пищепрома"
👆Дошел таки: любопытство победило. Как и у многих. Другую причину стоять 30-40 минут в очереди за едой, явно не претендующей на звание "правильного питания", трудно представить. Итак, тезисы:
Напоминаю, что у меня есть ТГ канал где я ежедневно делюсь мыслями по поводу рыка, экономики и где наше небольшое сообщество обсуждает важные, волнующие многих вопросы!
✅ Несколько десятков точек открылись. Люди не потеряют работу
✅ Возросла вероятность, что откроются и остальные. Это 60 тысяч рабочих мест, плюс столько же тех, кто участвует в производстве и поставке продуктов, упаковки, доставке и т.д.
✅ В моменте хочется верить, что такая же "решимость" может быть распространена и на перезапуск других бизнесов
✅ Вкус. Я не ценитель, но вроде не хуже, чем было. Кола та же)
Из нюансов:
📍Картошка стала мельче и менее отборная. Упаковка пропускает жир, пачкает руки
📍Бургер стек в коробку: ту мач соуса
📍Новое название так и не смог запомнить. То ли вкусная точка, то ли вкусно и точка, то ли вкусно на точки, то ли точка и вкусно. Даже сейчас не помню)
📍Очередь человек 100 и, наверное, 50 автомобилей
Технология, технология
Этот бизнес на 90% технология и стандарты. Поэтому более важное значение имеет не вид мяса или картошки, а свод правил, стандартов, люди их воплощающие и поддерживающие. Методика следования этим правилам. Методика совершенствования. Это то, что на мой скромный взгляд, в нашей стране дается довольно непросто. У нас обычное дело это ручное управление. А подобные бизнесы - это прежде всего стандарт. Везде примерно одинаковый вкус, вес, цвет и так далее. Это непросто. Посмотрим спустя время.
Перезапуск - значит можем?
Вопрос "что значит можем". Мне по идее ближе создание продуктов, товаров, услуг. В СССР были прекрасные образцы довольно прогрессивного на то время автопрома. Но, почему-то, ассоциации с советским наследием - это, прежде всего, бывший завод Фиат перевезенный целиком и полностью в нашу страну. За много много много десятилетий ВАЗ, пока что, так и не занял свое достойное место в мировом автопроме. Уже успели создать свое автомобильное чудо "японцы". Уже успели у них перехватить первенство в стандартах немцы. Уже почти успел загнуться и переродился в виде Теслы американский автопром. Более того, успел появиться и агрессивно влиться в мировой автопром эконом класса - Китай. В общем, в мире много что произошло за эти десятилетия, но не везде.
Мне по прежнему видится будущее нашей экономики в тех сферах, в которых технологически мы имеем преимущество. Макдональдс - это не наша технология. Она разработана и внедрена не нами. Когда пришел Мак (вместе с Каргилом, основной поставщик) - была выстроена цепочка от производства и логистики, до приготовления и продажи). Вы ошибетесь, если будете считать, что Мак - это только ресторан. Это вертикально интегрированная империя, включающая многие многие элементы. И да, если технология довольно долгое время присутствует в определенной локации - то она обрастает локальной инфраструктурой и, безусловно, может быть перезапущена. Тем более, в плане производства продуктов мы за 10 лет повысили стандарт.
Другое дело, развивать бизнесы, в которых мы первые, лучшие, перспективные. Здесь на ум приходит ядерная энергетика, производство софта, требующего инженерных изысканий и сильной математики (Касперский, Когнитивные технологии и т.д.), возможно, водородные технологии, внедрить которые наша наука могла бы за 10-20 лет. В общем, я вижу потенциал нашей экономики именно в тех сферах, где мы владельцы технологий, где мы понимаем как и что собрано, организовано, как и что работает.
Что касается обновленного "Мака", то технология здесь "чужая", "не наша". И она постепенно будет "деградировать", не получая подпитку от "материнской" технологии, которая обкатыватся на десятках тысяч ресторанов по всему миру и совершенствуется, получая обратную связь. С другой стороны, здесь есть точки для развития, для попыток имея работающий бизнес постараться:
А) сохранить его работоспособность
Б) выстроить систему обратной связи
Ведь если я второй и третий раз приду в теперь уже наш перезапущенный общепит и увижу все ту же пачкающуюся жиром упаковку жареной картошки или забивающий вкус переизбыток соуса, то, наверное, я не приду в четвертый раз. Это было бы логично. И здесь спустя месяцы проявится способность разрабатывать, обновлять и поддерживать стандарты, благодаря которым Мак стал Маком. Что-ж, посмотрим: это необычный нестандартный опыт и для всех участников бизнеса, и для потребителей.
P'S Кстати, подход "я держу акции тех компаний, которыми пользуюсь" теперь не работает в случае с MCD по понятным причинам) Мак больше не Мак. А какой будет "Точка" - время покажет!
Берегите депозиты, здоровье, желудки :) Инвестируйте с умом!
Олег (Инвест Тоник)
Инвест Тоник (investonic) – это блог про долгосрочные инвестиции. Здесь я делюсь тем, как инвестирую, как изучаю фондовый рынок, какие инструменты использую, что получается, а над чем еще стоит поработать, чтобы инвестировать лучше. Подписывайтесь на мой Телеграм канал чтобы не пропустить новые интересные и полезные посты! Так же по ссылке доступна подробная информация по моему портфелю.