Найти тему
VOICE

Сваха под прикрытием: как проходили купеческие свадьбы XIX века

Оглавление

В этой заметке мы расскажем о том, как проходили свадьбы представителей купеческого сословия России XIX века. Они были чем-то похожи на торжества аристократии, но при этом выглядели совершенно иначе.

До отмены крепостного права для купца породниться с дворянской семьей было честью. Однако со временем всё больше и больше имений переходило в руки умелых дельцов. Титул перестал иметь значение: женихов для дочерей купцы начали искать среди своего сословия, отдавая предпочтение фабрикантам и торговцам. Свадьбы были чем-то похожи на церемонии, которые устраивали аристократы, и в то же время выглядели совсем по-другому.

Рапунцель в башне: запертые дочери

Дворянки могли познакомиться со своими избранниками на балах, а вот нравы в купеческой среде были иными. Свобода девушек на выданье была ограничена стенами отчего дома, и попасться на глаза суженым дочери московских купцов могли только дважды в год: в Вербную субботу и 1 мая в Сокольниках устраивали традиционные катания — своеобразные выставки невест.

«Боярыня», Клавдий Васильевич Лебедев. 1903 г
«Боярыня», Клавдий Васильевич Лебедев. 1903 г
Вербная суббота в начале 1860-х годов была судьбоносным днем. Все дома охватывала суета: юным красавицам подбирали наряды и давали наставления. Отцы призывали к себе сыновей: «Завтра надень новую шубу, да уйди из лавки пораньше. Не опоздай на гулянье-то! Марья Михайловна будет с дочерьми кататься — посмотри внимательно. Да чтоб понравилась!»

Пышные и многолюдные катания в Вербную субботу были способом продемонстрировать богатство семьи. Выезжали на них на роскошных экипажах, запряженных дорогими рысаками, девушки были облачены в свои лучшие туалеты. По обоим сторонам Красной площади и Тверской улицы стояли толпы зевак, наблюдавшие за этим великолепным зрелищем.

Были свои катания и у купцов рангом пониже: они демонстрировали своих дочерей на Масленицу возле Новодевичьего монастыря. Ни о каком общении речь не шла: молодые люди могли лишь взглянуть друг на друга издалека. И потому значимой фигурой стала сваха, обойтись без которой было невозможно.

Сваха под прикрытием

«В ожидании шафера», Илларион Михайлович Прянишников. 1891 г.
«В ожидании шафера», Илларион Михайлович Прянишников. 1891 г.

Сам уклад купеческой жизни предполагал посредниц для устройства браков: так как девушки не покидали домов, требовался тот, кто может известить потенциального жениха о появлении невесты и описать ее достоинства.

Войти в купеческий дом человек с улицы не мог, и потому свахи шли на разные ухищрения. Чаще всего они прикидывались торговками кружевами и всякими мелочами для рукоделия, чтобы познакомиться с хозяйкой дома. Но начинали опытные сводницы с «вербовки агентуры»: заводили дружбу с прислугой, вытягивали у горничных и поварих сведения о нраве и склонностях купца и его супруги и лишь после этого пробирались в семью, уже зная, как произвести благоприятное впечатление.

Обработка одной четы занимала немало времени, и потому деньги за свои услуги с женихов посредницы брали немалые. Например, в «Женитьбе Бальзаминова» сваха потребовала, не моргнув глазом, две тысячи рублей, да еще и заключила письменный договор.

Получить гонорар было непросто: свахи имели дело с купцами, которые сами могли продать что угодно. Чтобы уболтать такого «клиента», приходилось потрудиться. Невест свахи рекламировали изобретательно и подолгу, выпячивая достоинства и скрывая недостатки. И, конечно же, не стеснялись врать.

Хочет жених «брунетку» — будет ему черноволосая красавица. Нередко истинное лицо нареченной открывались молодому человеку уже после свадьбы. Например, могло выясниться, что от соприкосновения с волосами девушки руки становятся черными. «Да нешто в Москве некрашенные найдутся? — разводила руками сваха. — Двадцать лет практикую, а такой, чтобы не красилась, не встречала еще».

Нередко свахи бывали биты: если приведенный молодой человек не оправдал ожиданий родителей, они и с лестницы могли спустить. Да и молодой купчик, обнаружив, что новообретенная жена не похожа на обещанного ангела, не скупился на тумаки. Так что работа свахи была нелегкой и опасной: мало того, что денег не получишь, так еще и поколотят.

Смотрины: первая встреча

«Боярская свадьба», Клавдий Васильевич Лебедев. 1883 г.
«Боярская свадьба», Клавдий Васильевич Лебедев. 1883 г.

После предварительного сговора следовали смотрины: жених с родителями и свахой отправлялись в дом невесты. Накануне начиналась суматоха: горничные и приживалки бегали по задним покоям с платьями, гребешками, шпильками и шкатулками с украшениями, барышня мерила один наряд за другим. На кухне хозяйничали специально нанятые повара и кондитеры, готовящие угощение для гостей, пока отодвинутая на второй план постоянная кухарка мыла посуду.

Встречала претендента вся семья за исключением невесты. Она выходила позже: сначала жениха придирчиво осматривали ее родственники. Рассевшись в гостиной, главы семейств заводили неспешный разговор о торговых делах и городских новостях за чаепитием. Специально нанятые официанты во фраках и белых перчатках подавали чай и угощение. Первыми обслуживали родителей жениха — они считались самыми почетными гостями. Сваха помогала собравшимся поддерживать разговор, сглаживала неловкие ситуации и гасила возможные конфликты — для всего этого требовался немалый дипломатический талант.

Утолив жажду, семья жениха давала понять, что пора бы уже показать невесту. После взаимного представления девушка, ее подруги и молодой человек садились в угол, где и вели беседы, присматриваясь друг к другу. Старшие женщины оставались с ними в комнате, мужчины по приглашению хозяина отправлялись в буфет прохладиться: там их ждали разнообразные настойки и закуски.

Смотрины иногда кончались неожиданно: историк и писатель Александр Волнин описывал случай, когда папаше жениха, вдовцу, так понравилась невеста, что он сам на ней женился, хотя молодые люди и понравились друг другу. Но обычно если и родители, и молодые оставались довольны итогами смотрин, переходили к следующей части процедуры — сговору. И самой важной его частью было обсуждение размеров приданого.

Торг: как расписывали приданое

«Прием приданого в купеческой семье по росписи», Василий Владимирович Пукирев, 1873 г.
«Прием приданого в купеческой семье по росписи», Василий Владимирович Пукирев, 1873 г.

Купцы были мастерами и создавать, и инспектировать «росписи» — подробные перечни приданого. Отец невесты нередко проставлял возле каждого предмета первую пришедшую на ум сумму: шубка ватная с собольим воротником — 400 рублей серебром, платье газовое, шитое золотом, — 200 рублей серебром, серьги бриллиантовые — 1500 рублей серебром.

Отец жениха, в свою очередь, отлично понимал, что цену следует проверить — только так можно понять истинный размер имущества, переходящего в его семью. Перечень подвергался анализу: особенно внимательно изучались драгоценности, ведь их можно было в случае финансовых затруднений обратить в деньги.

За несколько дней до свадьбы устраивали прием приданого. К невесте снова приезжал жених с семьей, вещи вывешивались на веревках в парадных комнатах, и их тщательно осматривали. Если вдруг родители девушки и юноши ссорились, то в дело вступала сваха, которая мирила споривших. По окончанию приема приданое запирали в сундуки. Подруги невесты забирали ключи от замков и требовали выкуп у жениха: он обычно вручал девушкам 50–100 рублей.

Накануне свадьбы устраивали девичник, на котором девушки пели свадебные песни и получали от жениха подарки. Забавно, но для юноши девичник был крайне важным мероприятием: именно на нем он получал денежную часть приданого. Если же ему не выдавали всю оговоренную сумму или навязывали вексель, то само венчание оказывалось под вопросом.

Случалось в Москве и так, что обиженные женихи, не получившие денег, отказывались ехать в церковь, пока им не выдавали всё до копеечки, а в противном случае объявляли о разрыве помолвки. Впрочем, такие прецеденты были редкостью. Обычно всё складывалось благополучно и заканчивалось венчанием и пышным праздником.

Свадьба в доме кондитера

-6
«Отпуска» невесты дожидались в торжественном молчании, если и говорили, то шепотом. Девушка оставалась в комнате с матерью, родственницы потихоньку утирали слезы. Под свадебное платье подвешивали мешочек, и что туда только не клали — ладанку, иголку, четверговую соль, уголек, маковую головку.

Карету присылал жених: в церковь кортеж ехал одной дорогой, обратно — другой, чтобы невесту на сглазили. На входе в храм нередко устанавливали полицейский кордон, который не пропускал зевак, мешающих приглашенным гостям. Сторонние зрители наблюдали за церемонией в церковном дворе, обсуждая, сколько купец отвалил певчим и в какую сумму ему обошелся бал с музыкантами.

После венчания гости отправлялись в дом кондитера. Речь идет не о лавке со сладостями: кондитерами в дореволюционной Москве называли профессиональных устроителей свадебных и поминальных застолий. Кондитер обычно либо покупал, либо брал в аренду особняк, где проводил торжества. Все нюансы мероприятия оговаривались заранее, купцы при этом яростно торговались и спорили по поводу меню и прочих нюансов: артишоков не подавать, гости их есть не умеют, только исколются, а вот шампанского надо побольше, чтобы на все тосты хватило.

Начинался праздник с поздравлений: к молодым, стоящим под руку в гостиной, по очереди подходили гости, желая им всех благ. Затем начинались танцы. Те, кто их не любил, расходились по многочисленным комнатам: в одних играли в карты, в других угощались вином. Некоторые приглашенные изрядно набирались еще до начала ужина и пускались во все тяжкие: лезли целоваться к женщинам и дрались с официантами.

-7

Ужин начинался глубоко за полночь. Многие добредали до стола с трудом — одни из-за усталости после танцев, другие — из-за любви к спиртному. Завершался банкет ранним утром, и некоторых гостей родственники и слуги уводили буквально силой.

Следующий день молодых начинался весьма приятно: в столовой их встречали посыльные с подарками. Вручали разное — от серебра, к которому купцы питали особую слабость, и до живых гусей с бантами из голубых и красных лент на шее. После приема даров новоиспеченные муж и жена отправлялись наносить визиты всем женатым гостям, посетившим их свадебный бал. В каждом доме их ждало угощение, и после 15–20 визитов пара возвращалась вечером домой уставшая и с несварением желудков.

В начале XX века купеческие свадьбы начали меняться. На смену «неотесанным торгашам» пришли молодые люди со светскими манерами. Купеческих дочерей перестали запирать дома — теперь они учились в гимназиях и на женских курсах, устраивали дома журфиксы и любительские спектакли. Свахи ушли в прошлое: под их видом процветали мошенницы всех цветов и мастей, возившие наивных юношей к подставным семьям, месяцами вытягивающим подарки.

Так ушли в прошлое забавные традиции купеческих свадеб XIX века и появились новые. Но это уже совсем другая история.

#историяроссии #свадьбынаруси #свадебныетрадиции #свадебныеобряды #русскаясвадьба #русскиетрадиции #купеческийдом #купечество #бояре