В своей второй заповеди Иисус обращается к отношениям человека с одним из самых сильных побуждений: сексуальностью. Иисус говорит: “Вы слышали, что было сказано: "Не прелюбодействуй’. Но я говорю вам, что любой, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце”.
Для современного уха эта заповедь звучит сурово, но, по сути, речь идет о поддержании чистоты ума и мыслей. То же самое стремление присутствует во всех формах йоги, и оно не ограничивается сексуальностью. Это можно сформулировать не иначе, как: “Не будь нечистым даже в своих мыслях”.
Согласно истории книги Бытия, человеческие существа были разделены на два пола в течение веков после того, как мир и другие существа уже развились: “Он сотворил их мужчиной и женщиной” (Бытие 1:27). Человеческие существа, разделенные на два пола, получили внутреннюю силу притяжения, движущую энергию, творческую способность, Божий потенциал в нас. Как сила притяжения, половое влечение связано с размножением и, следовательно, с выживанием нашего вида. В своей высшей форме, эта творческая энергия проявляется в художественных наклонностях.
У людей, достигших более высокого уровня развития, сексуальная энергия преобразуется в энергии чистейшей любви и творчества. Эти разные, но взаимосвязанные возможности возникают из одного и того же основного источника энергии. Эти энергии сопровождаются сексуальным удовольствием, которое проявляется с разной интенсивностью на разных этапах жизни. Это страстное стремление иногда приносит удовольствие, а иногда, циклически, разочарование. В любом случае, человек, стремящийся к высшей жизни, должен уделять самое пристальное внимание вопросам в этой области.
Сексуальное влечение является естественной жизнеобеспечивающей силой в животном мире, тогда как люди в ходе своей эволюции постепенно стали подчеркивать его приятные аспекты. В этот момент удовольствие отделилось от своей первоначальной связи.
За последние десятилетия были созданы огромные отрасли промышленности для продвижения и стимулирования стремления к этому виду удовольствия. С одной стороны, мы принимаем наши пристрастия, а с другой стороны, мы пытаемся освободиться от них. Человек может понимать свободу , как неограниченную свободу удовлетворения своих страстей, но действительно ли он свободен или просто раб своих желаний?
Побуждения, удовольствия и страсти берут начало в нашем нерафинированном прошлом. Они отражают наш способ реагирования на те силы, которые мы взрастили в себе. Это “животное внутри” (хотя животные не имеют зависимостей в том же смысле, что и люди). На самом деле, мы должны больше говорить об изначальной примитивности, которая основана на эгоистичной охоте за сиюминутными удовольствиями; это всегда сопровождается какими-то страданиями и угрызениями совести.
В наши дни сексуальность представляется нам все более и более оторванной от своего естественного окружения, то есть любви. Для многих это стало удовольствием, подобным наркотику, в котором любовное взаимодействие уменьшилось, если не исчезло совсем. В этом случае любовь, которая всегда заключается в отдаче, превращается в свою противоположность. Иногда человек во власти страсти готов пожертвовать всем, чтобы получить удовлетворение.
Давайте подумаем о пяти заповедях из Нагорной проповеди как о жизненных принципах, которые ведут нас к свободе. В этом свете мы можем интерпретировать вторую заповедь следующим образом: мы должны наблюдать за своими мыслями так же, как и в практике не гневаться. Мы не принуждаем себя, но обращаем наше внимание на то, что более важно. Мы отвлекаем свои мысли от желания и вызывающих привыкание факторов и обращаем их к любви. В этой заповеди Иисус не обращается к сексуальности как таковой; скорее он обращается к нашему отношению к сексу. Он учит нас прислушиваться к своему сердцу и действуйте мудро в приливе сильных энергий любви.
Слова Иисуса, как и другие, делает упор на контроле ума.
Разум - это сумасшедшая обезьяна, которую нужно успокоить, чтобы позволить высшему сознанию взять управление на себя. Эти слова предполагают ежедневный контроль за мыслями и практику умения отличать существенное от несущественного. Этот критический подход учит меня сомневаться в том, какие аспекты моих эмоций являются истинными и устойчивыми. Неужели мной просто движут мои низменные инстинкты и желания?
Когда мы встречаемся с другими людьми, наше чувство ответственности постепенно растет. В детстве мы спрашиваем, как я должен реагировать на другого человека и каким образом я должен любить его или ее. Практика в реальных жизненных ситуациях позволяет оценить наш статус на пути. Эта практика приглашает нас к более тесному взаимодействию и к более тесному чувству общности, которое сегодня кажется недостижимым. Действительно, мы находим нашу настоящую человечность в отношениях.
Простое аналитическое обдумывание легко приводит к механическому выбору — книжному пуританству.
Следует признать, что существует опасность подавления сексуальности. Поэтому стоит вспомнить высказывание апостола Павла: “Ибо лучше жениться чем гореть” (1-е Коринфянам 7:9). Это требует решимости и самодисциплины, но правильное действие возникает из правильной мысли, а не из силы.
Ничто из этого не означает, что мы должны отвергать физический аспект любви как морально неприемлемый. Не существует такого понятия, как неуместность в традиционном смысле: индивид свободен мыслить и волеизъявлять.
Но Иисус призывает к росту воли в нас. В учении Иисуса человек стремится к настоящей свободе, в которой никто и ничто, не говоря уже о низших желаниях, не сковывает нас и не тянет вниз. Когда мысленная жизнь постепенно очищается, ученик начинает обращать внимание на то, что является самым чистым, самым прекрасным и ценным в ее чувствах к другому человеку, когда он любит, влюбляется и занимается любовью. Обычно мы хотим отдать лучшее в себе человеку, которого любим. Мы также знаем, что после встречи с другим человеком только в области сексуальности мы можем почувствовать, что хотим сказать больше. Однако я не рекомендую быть слишком строгим, безжалостным или неумолимым по отношению к себе. Это сопротивление злу, которое Иисус призывает нас не делать этого. Давайте проявим мудрую доброту по отношению к самим себе.
Когда способность отличать существенное от несущественного развилась до некоторой степени, мы замечаем сильные всплески эмоций, которые могут вызывать нечистые мысли и образы. Эти бурлящие эмоции усиливают страсть. Когда мы научимся освобождаться от этих мыслей, не борясь с ними, мы начнем достигать душевного равновесия, спокойствия, которое является признаком самоконтроля.
Мысль порождает поступок. Чистые мысли создают чистые поступки. Вторая заповедь Иисуса учит нас освобождаться от сковывающие страсти эмоциональной жизни, которые могут даже стать патологическими. Нетрудно представить, например, что человек, пристрастившийся к детской порнографии, возможно, питал эту зависимость в более раннем воплощении и не может избавиться от постоянного вожделения, беспокойства и страха. Сильная страсть может указывать на кармическое наследство.
Можно подумать, что невозможно достичь чистого разума, когда имеешь дело с самыми сильными человеческими страстями. Как мы видим, Иисус стремился к далекому будущему. Каждый день - это возможность отправиться в духовное путешествие, даже если это происходит впервые. Эта практика не легка, но “просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам дверь” (Матфея 7:7). Эти открытия придут к нам как растущее чувство внутреннего покоя и духовного опыта, если мы будем упорствовать и не сдадимся, когда произойдут первые неудачи. Как и любая форма духовной практики, слова Иисуса требуют терпения, но это также требует милосердия и терпимости по отношению к самим себе, когда мы терпим неудачу. Высшие силы сопровождают каждого, кто следует по этому пути; если мы терпим неудачу, всегда есть милость начать все сначала. Благодарю за внимание, ваша ведьмочка.