Найти тему

Этапы патологического программирования ребенка и их влияние на его жизнь

По мнению психотерапевта Эрика Берна этапы патологического программирования исходят с раннего детства от родителей по принципу «догнать и осчастливить ребенка». Они формируют деструктивные установки, которые лежат в основе жизненного сценария.

Когда человек вдруг осознаёт, что живёт не свою жизнь, нужно начинать с этим работать, и, так сказать, осуществляя перезагрузку, можно написать свой новый сценарий.

Рассмотрим клинический пример.

Молодой человек, 36 лет, женат имеет четырехлетнюю дочку. Он работает в офисе, отношения с коллегами складываются не очень хорошо, а помимо этого он вынужден терпеть конфликты с женой.

В результате установок, которые он неосознанно «проглотил» от родителей в детстве и сделал своими, у него сформировались неадаптивные убеждения и патерны поведения (например, «Спеши» и «Будь совершенен»).

В детстве у него был травматический опыт, который повлиял на всю его дальнейшую жизнь. Сначала, когда мальчик в 5 лет освоил программу 1 класса, родители, видя его успехи, решили, что со сверстниками ему будет не интересно, поэтому детства у мальчика практически не было. Но вдруг на фоне блестящих достижений в математике и русском языке появились небольшие проблемы. К примеру, он ненамеренно переставлял буквы в словах, делал помарки и не был способен идеально написать сочинение или изложение. На фоне этого появились проблемы с кожей, сильный зуд и головная боль. В 12 лет мальчика показали нейропсихологу и заодно психиатру, где был выявлен СДВГ.

Раньше предполагалось, что

синдром дефицита внимания всегда совмещён с гиперактивностью. Например, когда человек способен выучивать иностранный язык только занимаясь бегом.Теперь же учёные пришли к выводу, что этот синдром может возникать и без гиперактивности. При данном синдроме у человека нарушен самоконтроль, так как мозг способен видеть одновременно множество стимулов, но не может выделить приоритетный, чтобы решить сначала одну, а затем другую задачу. Это связано со способностью коры захватывать Дофамин (гормон достижений). Когда его мало, мозгу становится скучно и без дополнительной стимуляции, например адреналином, он начинает так сам себя развлекать. Например, человек вдруг в последний момент не делает важный проект и всех подводит или наоборот, так увлекся своей работой, что забывает про еду и сон. Человек может нарваться на конфликты с соседями, если, к примеру, неоднократно «затопит» их. Из-за давящих патернов и большого количества проблем появляются зуд кожи и головная боль.

В нашем случае клиент обратился к психиатру и работал со своей проблемой тревожности. Психиатр в свою очередь направил его к психологу, где с помощью КПТ подхода и методов Трансакционного анализа были решены проблемы с коллегами, женой и мамой, а после благополучного исхода прошли головная боль и зуд. Когда человек знает свою особенность, а именно нейроразнообразие головного мозга, он способен принимать заботу от окружающих при необходимости. В случаях, если сотрудник забывает о чём-то, с него снимается ярлык «ненадежного человека», так как работа уже автоматически ему даётся заранее и фиксируется точный срок её исполнения. С женой наладились отношения и коммуникация стала открытой без додумываний и догадок, а с уточнениями и диалогом.

✅ Если кратко изложить суть, то часто явления психосоматических защит (головная боль и зуд кожи) пытаются обратить внимание человека на его потребности.

#психология #психология жизни #счастье #дети #детская психология #психология детей #осознанность #совет психолога #детские травмы