Найти тему

Сапфо - поэтесса, которую называли Десятой Музой.

Сапфо - одна из немногих древнегреческих женщин, чьё имя дошло до наших дней. Она была талантливой поэтессой, которая смогла сказать новое слово в поэзии, даже называла себя "Избранницей Бога". В отличие от мужской поэзии того времени, нормирующей жизнь и устанавливающей ценности, её творения выходят из отношения "я" автора и окружающего мира.

Достаточно мало что известно о жизни Сапфо. Предположительно, по преданию, она была дочерью знатного человека по имени Скамандроним, занимавшегося торговлей, и некой Клейсы. Родилась она на острове Лесбос, что в Эгейском море, в местечке под названием Митилены, приблизительно в 630 году до н.э. Уже в шесть лет девочка стала сиротой, лишилась отца, и её мать отдала её в школу гетер, где обучали танцам и пению. Уже в юном возрасте Сапфо почувствовала призвание к поэзии. Она начала писать гимны, элегии, оды, застольные и праздничные песни.

Издалече, из отчих Сард
К нам стремит она мысль, в тоске желаний.
Что таить?
В дни, как вместе мы жили, ты
Ей богиней была одна!
Песнь твою возлюбила Аригнота.
Ныне там,
В нежном сонме лидийских жен,
Как Селена, она взошла —
Звезд вечерних царицей розоперстой.
В час, когда
День угас, не одна ль струит
На соленое море блеск,
На цветистую степь луна сиянье?
Весь в росе,
Благовонный дымится луг;
Розы пышно раскрылись; льют
Сладкий запах анис и медуница.
Ей же нет,
Бедной, мира! Всю ночь она
В доме бродит… Аттиды нет!
И томит ее плен разлуки сирой.
Громко нас
Кличет… Чуткая ловит ночь
И доносит из-за моря,
С плеском воды, непонятных жалоб отзвук.

Став совершеннолетней, она вышла замуж за человека по имени Керкил, который был богатым андросцем. От него она родила дочь, которую назвали Клеидой. Дочь свою она любила очень сильно и "не променяла бы на все сокровища земли лидийской". Вскоре, однако, её муж умирает и Сапфо становится свободной женщиной с приличным наследством от покойного мужа.

Будучи вдовой она собирает вокруг себя небольшой кружок из одарённых девушек, а свой дом она превращает в "жилище муз", где занимались творческой деятельностью.

На Лесбосе культура приобретает своеобразные черты, отличные от остальной Аттики. Там у женщин было значительно больше свобод по сравнению с женщина остальной части Аттики, которые были подчинены строгим нормам "эллинского домостроя". Из-за этого здесь раньше появились различного рода творческие и музыкальные коллективы и именно сюда приезжали учиться из разных областей эллинистического мира.

Из-за сложившийся политической ситуации на Лесбосе, в 595 году до н.э. Сапфо была вынуждена отправиться в изгнание на Сицилию вместе со своим другом и поэтом Алкеем. В изгнании она находилась примерно 15 лет и в 580 году смогла вернуться на родину

Её часто причисляют к числу поэтических гениев ещё со времён Античности. Древнегреческие деятели культуры называли её "соловьём", "божественной", "достопочтимой", "среди муз бессмертных смертной жизни".

Древнегреческий реформатор Солон, который жил с ней в одно время, заявил, что не хочет умирать, пока не выучит хотя бы одно стихотворение Сапфо наизусть.

Другой греческий философ Платон, который жил в конце V - первой половине IV века до н.э., называет Сапфо "прекрасной" и считает, что она "десятая муза".

Девять лишь муз называя, мы Сапфо наносим обиду:
Разве мы в ней не должны музу десятую чтить?

Другие считали, что стихи и песни Сапфо "поистине смешаны с огнём" и что с ней не может сравниться ни одна другая женщина. Древнегреческий поэт Алкей, с которым она отправилась в изгнание, описывает Сапфо такими словами: "Сапфо фиалкокудрая, чистая, с улыбкою нежной".

С другой стороны, ближе к концу Античности появляются и негативные отзывы о ней самой и о её творческой деятельности. Её стали называть вульгарной любовницей, куртизанкой, распутной женщиной. Например, так о ней говорил римский поэт Овидий и некоторые другие греческие и римские поэты. Её память была опорочена.

Она попала под град обвинений в разложении морали и нравственности со стороны отцов христианской церкви и александрийских учёных. Это мнение распространилось и в последующей литературе.

-2

Из-за двух сложившихся образов, хорошего и плохого, появилась мысль, что нужно различать не одну, а двух Сапфо. Подкрепляли эту мысль тем, что в различных источниках указывается разное место рождение поэтессы. Так Геродот указывал, что она родилась в Митилене, а по словам Афинея - в Эресе. В конечном итоге в литературе возникают эти два образа - куртизанки из Эреса и прекрасной поэтессы из Митилен и вокруг этих противоречивых мнений возникло множество различных легенд и выдумок, которые просуществовали вплоть до XIX века. В XIX веке авторы смогли отбросить выдумки и восстановить исторический портрет Сапфо, что она была знатного происхождения, а не нищей куртизанкой

Увы, её творческая деятельность дошла до наших дней лишь фрагментарно. Из 9 книг, которые она написала ни одна не дошла в полном размере. Всего известно о сотне с лишним фрагментов её творчества. Наиболее крупный фрагмент состоит из 28 стихов.

Как отмечает А. Шофман, её стихи отличались изящным выбором слов, смелым оборотом мысли и блестящими эпитетами. Её стиль был близок фольклору, и имеет много общего с её предшественником - Алкманом. Сейчас же сложно представить древнегреческую поэзию без трудов Сапфо, которая смогла оставить там значительный след.

Ещё статьи на канале:
Общественные движения в России в конце XIX - начале XX века.

https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/obscestvennye-dvijeniia-v-rossii-v-konce-xix-nachale-xx-veka-6245e6959d0b0730cb051c6d

Испанские ведьмы Картахены.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/ispanskie-vedmy-kartaheny-6204b4ad5c30d52c60f154bc

Эдит Кэвелл - героиня Первой Мировой войны.
https://zen.yandex.ru/media/id/61e661b81e0499518f42efdd/edit-kevell-geroinia-pervoi-mirovoi-voiny-6200ec4e053883648e9edd98

Если Вам понравилась статья, то не забывайте ставить "Лайки" и подписываться на канал!