Найти тему
АПЕКС

Про супермаркет

Один из проектов. Цель - наладить выпуск автобусов в объеме, который никогда не делали. Проектная мощность - ххх в год, а нужно было - в два раза больше. И не за год, а за 8 месяцев. Проектной мощности к слову никогда не достигали за все время существования. Максимум процентов 40.  К тому же делать надо было несколько моделей, которые только еще проектировались. К тому же и с модификациями. Хоть небольшими, но тем не менее. С колес все нужно было запускать.  Предыстория. С заводом этим мы давно работали. Производил он автобусы в основном на заказ, фактически выполняя индивидуальные пожелания по каждлму. Мы на этом натренировались конфигурировать состав, управлять работой конструкторов и технологов, складами и производством. Каждый автобус - отдельный заказ. Такой принцип планирования. Много всяких вкусностей было придумано. И за остатками следили, чтобы вовремя покупали нужное, и следили за тем, чтобы не лежало без движения ранее купленое, не допускали роста неликвидов. Много хтитрых алгоритмов было внедрено. Даже себестоимость каждого автобуса считалась. И плановая и фактическая. Разблюдавка в разных разрезах и все такое. Классно все работало. Управляли мы лишь сборкой-сваркой и агрегатной сборкой. Всё необходимое поступало извне. Хотя в части например деталей для корпуса это "извне" находилось за стенкой. Но юридически другое предприятие. Ну так вот именно этим производством и нужно было управлять в свете новых задач. Да. Предприятие это было выкуплено и стало снова частью завода. А то вдруг взбыкнет и такой заказ сорвется.

У народа все было устроено довольно разумно. Они не делали детали по месячному плану. Делали комплекты деталей на автобус. Даже не так. Комплект для крыши, комплект передка, задка, правого и левого борта и так далее. Комплекты на сварку - и получите сварной узел. Да. Детальки по комплектам рассортированы по сортаментам. Сначал такой уголок, потом вот такой, сначала лист одной толщины, потом другой. Задания так и давались - комплектами. Под невиданный заказ была прислана команда берегущих производства, которая сразу же сказала что мы будем внедрять супермаркет. Ну что же. Хозяин барин. Только ознакомьтесь сначала с тем, что есть. Крик, гам - мы и так все знаем. На нашем заводе все наладили и здесь не проблема. Автобус он и есть автобус. У нас вот он поменьше, а здесь побольше. Так то оно так насчет размера, а вот атобусы разные здесь. А у них одинаковые. Поток. Без извращений.

Местные отдавали комплекты на сборку с заготовительного производства и хорошо. Пришлые решили посередине сделать супермаркет деталей. Будет так - по каждой детали определим минимальный остаток, и количество на изготовление. Стало меньше - вывешиваем красный лоскуток и пишем в бумажку что и сколько нужно сделать. Поехали. Собрали все погонажные детали, составили их по одной из моделей автобуса и начали считать и вывешивать сигналы - типа пора изготавливать. Дело пошло. Но это же только по одной модели. А параллельно проектировались новые модели и ставились на производство. Народ втихую комплетами и планировал, но и этот самый супермаркет тоже пользовали. Раз начальство сказало. Изначально был спор, что уж если вы супермаркет строите, то не надо делить детали по моделям, а то когда их станет много, надо будет сначала искать в каком из них деталь находится. Они же очень высокой применяемости. Но нет. Не вняли. Наша система правда в этом неколько помогла, так как заявке на получение печаталось место хранения. супермаркет и стеллаж с полкой и ячейкой. Наклеечки на полках напечатаны и приклеены. Можно даже было не вдаваясь в обозначения, только по внешенму виду выбрать и выдать. Ну да ладно. Собственно забирание и складывание по местам наладилось, правда из-за того, что складывали детальку не в одно, а несколько мест, территориально разнесенных, приходилось бегать за одной и той же деталью по разным магазинам. Ну да у всех советское прошлое - беготни в поисках, например, сметаны. Где есть там и взял. На входе и выходе повесили мониторы и поставили специальных кладовщиков с компьютерами, что пришло, а что ушло. Текущий остаток вроде как есть - сравнивай его с минимальным остатком и запускай партию для пополнения. Ан нет. Все должно быть по науке. Проходить и вывешивать красную тряпку должен один, а потом пройти и выписать по помеченным местам количество в план должен другой. Все ничего. Но количество деталек этих стало - четыре с половиной тысячи. И переписать в план, то что надо делать - занимало приличное время. А именно. Секунд 15-20 уходило на детальку, т.е. 3 штуки в минуту, 180 за час. Ну пусть 200. По всем пройтись - Почти сутки. А ведь постоянно и приход и расход. Потому к моменту составления плана, он уже был совсем не актуальным. Потому народ бродил сам по себе и план составлял, а планировалось само по себе. Комплектами. Втихую и эффективно, благо что вся информация была. И темп потребления, и сколько нужно на план и комплект. Но воля начальства внешне исполнялась неукоснительно - красные флажки, переписчитки в план. Все дела.  А мы параллельно с этим автоматически сие считали. Все было хорошо. Пока модели не менялись. Мы и запланируем и даже сделаем и положим не полку. Только деталь эта нужна в модели, которая уже и не выпускается. И лежит мертвым грузом. Издержки так сказать. Конкретно в их условиях неприменино вообще. Потренировались только. На массовом производсте это сильно пригодилось. Хоть какая-то польза.

Вывод то простой. Любая метода она придумана для решения конкретных задач в конкретных условиях. И применять ее надо именно для того, для чего она и придумана. А для себя сделали вывод - когда в любой момент ты знаешь текущий остаток, то планировать можешь хоть как. А вот если не знаешь - то никак.