Найти в Дзене
В Китае не тесно

Как китайцы полюбили китайское

Сегодня поговорим о том, как менее, чем за 10 лет, в Китае сформировались собственные бренды, теле- и киноиндустрия, производство телефонов, благодаря чему страна смогла и продолжает ориентировать китайцев на отечественные бренды, а не на иностранные. Китай долгое время был закрытой страной под правлением императора. В 20 веке у Китая был период войн и переход к коммунизму. В 1949 году образовалась КНР, которая также продолжала быть закрытой с плановой экономикой. Всем нам известно, что такая экономика является не самой результативной и эффективной в сфере развития промышленных и потребительских товаров. И только к 1980–1990 годам, когда Китай перешел к «политике открытости миру» и рыночной экономике, в страну начали поступать иностранные бренды, прививаться иностранная культура и постепенно стала развиваться собственная промышленность. С 90-х годов Китай всегда у нас ассоциировался с «made in China»: изготовление подделок, товаров низкого качества и т.д. Сами китайцы это прекрасно ос

Сегодня поговорим о том, как менее, чем за 10 лет, в Китае сформировались собственные бренды, теле- и киноиндустрия, производство телефонов, благодаря чему страна смогла и продолжает ориентировать китайцев на отечественные бренды, а не на иностранные.

Китай долгое время был закрытой страной под правлением императора. В 20 веке у Китая был период войн и переход к коммунизму. В 1949 году образовалась КНР, которая также продолжала быть закрытой с плановой экономикой. Всем нам известно, что такая экономика является не самой результативной и эффективной в сфере развития промышленных и потребительских товаров. И только к 1980–1990 годам, когда Китай перешел к «политике открытости миру» и рыночной экономике, в страну начали поступать иностранные бренды, прививаться иностранная культура и постепенно стала развиваться собственная промышленность.

Улицы Шанхая
Улицы Шанхая

С 90-х годов Китай всегда у нас ассоциировался с «made in China»: изготовление подделок, товаров низкого качества и т.д. Сами китайцы это прекрасно осознавали и не хотели, чтобы за страной закрепился такой негативный имидж. Однако такая репутация сохранялась вплоть до середины 2000-х. Но в 2010-х Китай стал экономически уверенным в себе. На тот момент страна занимала третью строчку по ВВП в мире и власти начали активно заниматься тем, чтобы изменить мировой имидж Китая. Стоит отметить, что в 2010-х Китай уже был страной, производящей высококачественные товары, однако на международной арене все еще считали, что Китай – это фабрика, где дядя Лю делает «на коленке» поддельный айфон. Для властей Китая было важно возродить веру в самих себя у обычных китайцев. А как это проще всего сделать? Конечно же с помощью развития потребительских товаров, услуг, развлечений, которые потребляет обычный человек.

Всем известно, что с момента появления простых мобильных телефонов и смартфонов, китайцы уже создавали подделки, что не могло не вызывать смех. Это были, например, телефоны с фонариком или радио с выдвижной антенной. Понимание происходящего вылилось в то, что менее, чем за 10 лет, было создано несколько очень мощных технологичных брендов. Сейчас я говорю о бренде «Xiaomi» (часто в русском сегменте говорят «Ксяоми», но правильное произношение это «Сяоми»), «Huawei», «Honor», а также несколько других телефонных гигантов, таких как «Oppo», Vivo и т.д. В течение пяти лет все перечисленные компании от компаний, выпускающих гаджеты не совсем качественные, выросли в компании с очень уверенным и хорошим продуктом, у которых есть свои бутики по качеству и оформлению не хуже, чем Apple. А самое главное, что эти бренды завоевали уважение и любовь у самих китайцев.

Конечно в Китае до сих пор очень сильная любовь к большим международным гигантам электроники, таким как Apple, Sony, Kanon и т.д., но на данный момент Китай продолжает активно развивать сферу электроники и уже достиг в этом хороших результатов.

Киноиндустрия. Когда я приехал в Китай - все без исключения смотрели корейские телешоу, сериалы, ситкомы и т.д. Смотрели также и японские телешоу и сериалы. В 2021 году редко можно увидеть в метро человека с телефоном, который смотрел бы что-то не отечественное. Тут происходит то же самое, что и в сфере гаджетов. Большие корпорации и ТелеПродакшн посмотрели, что из иностранных продуктов нравится населению, то есть формат телешоу, кино, и начали массово вовлекать деньги в производство аналогичных телешоу, телеигр и фильмов, но с китайской тематикой. Появились фильмы, сериалы про китайскую историю, культуру, полицию, различные детективы. А самое главное в этих фильмах и сериалах присутствует продакт-плейсмент китайской продукции. Например, главный герой фильма пользуется телефоном «Oppo», Vivo, или «Xiaomi», ездит на китайских машинах, ходит в китайский ресторан и одевается в одежду отечественного производства. Другими словами, осуществляется двойная позитивная пропаганда.

-2

С одеждой конечно сложнее, чем с электроникой и гаджетами, потому что одежда – это стиль и узнаваемые бренды, которые очень сложно создать, не копируя их полностью. Если говорить о высокой моде, то здесь, конечно, Китай пока что отстает. В Китае нет своих «Givenchy», «Gucci» и «Versace», но, если говорить про спортивную одежду, например, «Nike» или «Adidas», то Китай дает очень сильный и уверенный отпор западу. В Китае есть несколько сильных брендов, такие как «Li-Ning», «Ant» и «360», которые хорошо позиционируются на международном рынке. Например, бренд «Ant» был спонсором китайской сборной на Олимпийских играх в Токио. На зимних Олимпийских играх 2022 года «Li-Ning» будет спонсором игр и китайской сборной.

Бренд «Li-Ning» еще не был так широко представлен буквально пять лет назад. Их магазины были небольшие и не заметные. Но сейчас, в торговом центре наряду с шикарными магазинами «Nike» ии «Adidas» вы увидите не менее шикарный магазин «Li-Ning», «Ant» или «360».

Все эти бренды очень хорошо вливаются в китайскую жизнь, потому что они достойно представлены, их рекламируют китайские спортсмены и знаменитости, они участвуют в спонсировании больших соревнований и, самое главное, они доступны. Цена на эти бренды, конечно же, не копеечная, но обычно кроссовки для баскетбола, который в Китае очень популярен, стоят на 30–40% дешевле «Nike Air Jordan». По качеству эти кроссовки ни в чем не уступают «Nike», а по выносливости и продолжительности пользования иногда даже превосходят. Поэтому, когда китайцы хотят купить себе спортивную одежду или обувь, они с уверенностью покупают себе бренды отечественных производителей, экономя при этом деньги и не переживая о том, что они не купят себе самую модную и самую крутую одежду «Nike» или «Adidas».

Итог. Менее, чем за 10 лет, Китай смог приучить своих граждан к тому, чтобы любить свои бренды и не ровняться на иностранные компании, товары или услуги. Сейчас Китае создан мощный сектор своей электроники (компьютеры, телефоны, планшеты) от таких брендов как «Xiaomi», «Huawei», «Honor», «Oppo», Vivo.

Китай создал свою индустрию кино и сериалов со своими знаменитостями, ориентированую на китайский социум, в которых используют китайский продакт-плейсмент. Страна активно разрабатывает и внедряет популярные бренды отечественного производства. Пока что результативным оказываются только спортивные товары, но стоит отметить, что китайцы очень любят спорт и физическую активность в целом, поэтому это правильное начало для развития и имплементации собственного бренда.

Спасибо за внимание!