Найти тему
Андрей Красников

Писатель и грамотность

Бытует мнение, что писатель не обязан быть грамотным - для этого, мол, существуют многочисленные редакторы, корректоры и бета-ридеры. Сегодня хочется поговорить на эту тему, вспомнить личный опыт, дать несколько никому не нужных советов и сделать кое-какие выводы.

Вообще, стать писателем достаточно легко

Ты пишешь увлекательный рассказ про то как Маша варила кашу с грибами, выкладываешь этот рассказ в сеть - и все, ты уже писатель. А если ты способен придумать нечто действительно интересное, то у тебя даже появятся читатели. И среди них могут (но это не факт) оказаться грамотные люди.

К сожалению, на этом этапе возникают первые трудности - чтобы тебя продолжали читать, нужно хотя бы чуть-чуть озаботиться качеством своих творений. Здесь действует та же система, что и в ресторане - шеф-повар может приготовить божественно вкусного тунца, но если он выдаст его посетителю в виде неаппетитной мешанины с торчащими из нее стебельками петрушки, посетитель будет опечален.

Придуманный вами сюжет - это ингредиенты, из которых готовится блюдо. Написанная вами книга - это само блюдо. А вот грамотное изложение - это внешнее оформление. И с ним тоже необходимо работать.

Никто не становится грамотным сразу

В школе я считал себя восхитительно грамотным. Чуть позднее, в университете, это мнение лишь укрепилось. Потом, когда я начал общаться в сети и увидел реальный уровень грамотности собеседников, мое чувство собственного величия вообще ушло в космос.

А затем я начал писать книги, начал общаться с редакторами, начал целенаправленно изучать правила русского языка, начал работать над стилистикой - и понял, насколько убогими в действительности были мои школьные знания.

Не так давно я редактировал одну из своих самых первых книг

Мне казалось что это будет весьма простым делом, но по факту я убил на редактуру целый месяц. Почему так много? Дело в том, что мы воспринимаем общую грамотность в большей степени через орфографию и пунктуацию, но для литературного текста на первый план выходит стилистика. А это меняет буквально все.

Сначала вы следите за расстановкой личных местоимений, затем вспоминаете про согласование времен в рамках одной фразы, следом обращаете внимание на организацию правильных смысловых цепочек в составных предложениях, потом вступаете в неравную борьбу с буквой "П" (на эту букву начинается слишком уж много слов), дальше начинаете искать хитрые синонимы для вполне обыденных слов...

И вот когда вы потратите несколько лет жизни на совершенствование своих стилистических навыков, ваши самые первые труды покажутся вам безграмотной ахинеей яростного девятиклассника, с чего-то вдруг возомнившего себя писателем.

Кстати, а вы заметили, что в самом начале статьи я обращался к вам на "ты", а потом - на "вы"? Это как раз один из примеров стилистического ляпа. Я сначала его сделал, потом отловил во время вычитки, но решил оставить в качестве маленькой иллюстрации.

К сожалению, научиться грамотно писать в рамках школьной программы попросту нельзя

Ви можете правильно расставлять запятые, без ошибок писать слово "аккредитованный", а также знать правило "-тся и -ться", но это лишь самые азы. Чтобы стать действительно грамотным человеком, вам нужно либо филологическое образование, либо репетитор, либо целенаправленная работа над ошибками.

И здесь мы сталкиваемся с небольшим производственным конфликтом - начинающий писатель в 99% случаев не обладает достаточным уровнем грамотности для литературной работы, но перед ним стоит задача правильно подать читателю свое "блюдо". Как это сделать?

Лично я...

Лично я в свое время двинулся по самому долгому, самому тяжелому, но самому правильному пути - снова начал учиться.

Когда редакторы присылали мне правки к миом книгам, я систематизировал найденные ими ошибки и учил соответствующие правила. Когда я видел что чего-то не понимаю, я опять-таки изучал правила. Когда кто-то где-то заводил разговор о стилистике, я старался мотать на ус ценную информацию.

Прошло пять лет - и теперь я сам могу работать редактором. Путь оказался долгим, я все еще не прошел его до конца, меня до сих пор бесит неоднозначность расстановки запятых перед "что", но прямо сейчас количество ошибок и стилистических погрешностей в моих книгах стремится к нолю. И это несомненный успех.

А если учиться откровенно лень?

Очень многие начинающие писатели всецело полагаются на таланты профессиональных редакторов - как работающих во всевозможных издательствах, так и найденных в частном порядке. Такая схема работы проверена десятилетиями и вполне адекватна, труд редактора очень сильно облегчает жизнь Гениальному Творцу, но есть здесь и свои недостатки.

Для начала, ваше бессмертное творение может попасть в руки откровенному дилетанту. Скажем, в одной из своих первых книг я допустил забавный ляп - написал "солдатов" вместо "солдат". Думаете, проверявший текст человек это заметил? Ага, конечно. Книга давно напечатана - и напечатана с этой милой ошибкой.

Второй неприятный момент заключается в том, что даже самый профессиональный и внимательный редактор не будет тратить месяцы своей жизни на попытки сделать безграмотный текст Настоящим Шедевром. Скажем. в "Альфа-книге" работают прекрасные редакторы, благодаря которым я узнал очень много полезной информации. Но у них временной лимит на одну книгу - неделя. А за неделю полностью переработать 10-15 авторских листов текста (400-600 тысяч символов) невозможно.

Обиднее же всего то, что ваш редактор может внезапно закусить удила и полезть в соавторы, внося какие-то сюжетные правки, меняя речь персонажей или добавляя им свои мысли. Такого редактора надо гнать сучковатой дубиной до ближайшего обрыва.

А еще труд нанятого вами редактора стоит денег - примерно 10-15 тысяч рублей за одну книгу. Это очень печальная ситуация, но оказывается, что редакторы тоже хотят кушать. Редиски.

Так... а может, ну его на фиг?

Самое интересное, что ввиду описанных выше сложностей многие писатели новой волны действительно забивают болт на всю эту кухню, выкладывают в сеть абсолютно сырой текст и радуются жизни. Уровень грамотности в стране все время падает, школота не может даже слово "воин" правильно написать, так что любой увлекательный (это важно!) и правильно раскрученный (это тоже важно!) текст в любом случае находит свою аудиторию.

Давайте обобщим мои размышления

1) Грамотность - это визитная карточка писателя. В мрачных трущобах Усть-Подхалимска она может оказаться абсолютно бесполезной, но если вам захочется попасть в высший свет... сами понимаете.

2) Школа дает вам только общую базу, которой абсолютно недостаточно для серьезной литературной работы.

3) Самое лучшее, что может сделать начинающий писатель - это заняться самообразованием.

4) Редакторы - это неплохая альтернатива самообразованию, однако вместе с ними на вашу голову обрушивается очень много сопутствующих проблем.

5) Вы действительно можете быть абсолютно безграмотным человеком. но при этом вполне успешным писателем.

Ну, вот как-то так.

Всем бобра =)