Сегодня поговорим об автомобилях в Китае, о культуре вождения, ее особенностях и как там сдают на права.
Автомобильная культура зародилась в Китае, когда у людей появился доступ к автомобилям. В Китае автомобили появились как и во всем мире – в начале 20-го века, но это была прерогатива состоятельных людей. В больших городах как Шанхай авто владели в основном иностранцы. После 20-х годов 20-го столетия в Китае началось коммунистическое движение и в 1949 году официально была образована КНР (People's Republic of China). В то время автомобили были привилегией только власти и приближенных к ней лиц. Автомобили в свободной продаже появились в Китае в конце 80-х годов 20 века после прихода к власти Дэн Сяопина и начала реформы «открытости Китая миру». В стране начала бурно развиваться экономика, экспортная и импортная торговля, что способствовало появлению у людей средств на приобретение автомобиля.
До того как пересесть за руль автомобиля китайцы в большинстве своем ездили на велосипедах. Эта культура в данный момент преобразилась. Теперь большинство китайцев, которые не могут приобрести велосипед, ездят на электрических мопедах. На сегодняшний день из-за большого количество мопедов на дорогах Китая сформировалась своя культура вождения. В основном это движение в хаотичном порядке, развороты через три полосы, остановка посередине скоростного шоссе, обгоны. Такой стиль вождения можно наблюдать и в Индии. В больших городах Китая за нарушение правил дорожного движения можно получить большие штрафы и лишиться водительских прав, поэтому водители вынуждены придерживаться правил. А вот в маленьких городах правила дорожного движения в основном не соблюдаются. Но стоит отметить, что при подобном стиле вождения в Китае не очень много ДТП. Рейтинг ДТП держится на среднем уровне. Нельзя сказать, что он один из самых низких в мире, но эксперты говорят, что этот уровень поддерживается тем, что в Китае самое большое число жителей. В целом китайцы водят относительно аккуратно и не агрессивно.
На западе (США) есть такой стереотип как «азиатское вождение» («asian driving»). Он означает, что все азиаты плохо водят. На просторах СНГ подобного стереотипа нет, так как здесь нет большой диаспоры жителей Азии. Стоит быть откровенным, в США в принципе довольно таки стереотипный настрой по отношению ко многим людям. И вот «asian driving» является примером одного из них. Причина такого стереотипного настроения довольно проста. В США китайцы начали массово иммигрировать в начале 20 века, в Калифорнию, Сан-Франциско, где они работали на тяжелых работах (например, рудники или постройка железной дороги) и были практически на положении рабов. Ближе к 40-м годам китайцы начали зарабатывать неплохие деньги и выбились в средний или даже высший класс. Но все равно стереотипное мышление, различие внешности не позволяли китайцам и прочим азиатам занимать какую-либо высокую социальную позицию в обществе. Ситуация осложнилась после вступления Японии во Вторую мировую войну и атаки японцев на Пёрл Харбор. Во время этой атаки погибло много американских военнослужащих и граждан. После чего США начало массивную пропагандистскую атаку на Японию. И это дало свои результаты: обычные жители США сразу же во всех азиатах начали видеть японцев, а это перекачивало и на азиатов, которые проживали тогда в США. Вот так, по мнению историков, и зародился такой стереотип и ненависть к азиатам.
Отметим, что статистическое исследование, которое проводилось в США касательно количества ДТП в зависимости от расовой принадлежности водителя в сравнении с белыми водителями, афроамериканцами, латиносами, водители азиатской внешности показывают наименьшее число ДТП на дороге. Так что стереотип о том, что китайцы (азиаты) плохие водители не является правдой. Хотя, читая статьи на Urban Dictionary об «asian driving», понимаешь, что некоторые из этих понятий все же применимы к китайцам. Например, при поворотах очень редко включаются сигналы поворота, часто не соблюдается скоростной режим (иногда китайцы едут медленнее, чем это нужно). В своей стране такие водители не выделяются среди других, потому что другие водители тоже китайцы. Если ты сам не за рулем, то довольно быстро привыкаешь к такому движению. Главное выучить манеры местных водителей и правила.
В Китае действует стандартная для многих стран система сдачи на права. Она включает экзамен на знание правил дорожного движения (теоретический экзамен) и экзамен на вождение автомобиля (практический экзамен). В Китае экзамен можно сдавать на многих языках: китайском, русском, английском, французском, испанском и еще нескольких языках. Практический экзамен сдается на автоматической коробке передач. Также можно сдать экзамен и на механической коробке передач, но встречается это реже.
В Китае действует специальная система. Каждому водителю выдается 12 баллов в год. За каждое нарушение у него отнимается определенное количество баллов. В случае, если он в течение года потеряет все 12 баллов, его права аннулируются и он должен будет сдать на права еще раз. Вот некоторые нарушения и применимые наказания: остановка в неположенном месте – минус 2 балла, превышение скоростного режима более чем на 40% от установленной скорости – минус 6 баллов, вождение в нетрезвом виде – лишение прав.
Поговорим об автомобилях, которые производятся непосредственно в Китае. Буквально 10–15 лет назад в страны СНГ много экспортировалось машин типа «Chery» и «Great Wall». Они отличались низким качеством, слабой сборкой, быстро ржавели и разваливались. Сейчас страна производит машины для своего рынка совсем другого уровня. Можно выделить такие бренды как «Roewe», «Trumpchi» и «BYD», который расшифровывается как «Build Your Dreams» («Строим Вашу Мечту»). Большинство из китайских брендов, которые сейчас производят машины, выпускают электрокары и машины на бензине, но с опцией электродвигателя. Автомобили довольно неплохого качества, красивые, внутри много мониторов, хорошая отделка, но у некоторых машин качество сборки через 4–5 лет дает о себе знать. Однако китайцы работают над этим и планируют развивать бренд, чтобы в дальнейшем экспортировать его на запад и повторить историю корейского бренда «Hyundai», который буквально 20 лет назад тоже ассоциировался с дешевыми корейскими автомобилями, а сейчас серьезно занимает хорошие позиции на рынках США и Европы.
Интересный факт. При поездках в такси, где установлена автоматическая коробка передач, часто встречал, что во время остановки на светофоре водители переключают коробку передач с режима «drive» в режим «neutral». Многие водители говорят, что так их учат в автошколе. Причина такой техники вождения мне неизвестна. Возможно, это делается для безопасности, чтобы случайно на светофоре не нажать на педаль газа.
Огромное спасибо за ваше внимание! Водите аккуратно! Водите трезво! Не покупайте права!