Найти в Дзене

Шарм обоюдной камерности

Избранные картины МКФ «Флаэртиана» показали в Перми с 1 по 5 июня на ведущих городских площадках. Фильм "Алиса. Волнение" режиссера Дениса Клеблеева завершил пермские встречи с «Флаэртианой в городе».

Текст: Софья Пономарева

В первые выходные лета, 5 июня, в Перми завершился показ пяти избранных фильмов ежегодного международного кинофестиваля «Флаэртиана». Организаторы озаглавили его «Флаэртиана в городе» и запустили сразу в восьми городах – региональных центрах. В Перми фестивальное кино приняли у себя пять городских площадок: коворкинг «Лаборатория настоящего», центр «Грани», Центр городской культуры, Часовой завод и Сцена Молот Пермского академического Театра-Театра.

Завершающим пятидневный фестиваль стал показ фильма «Алиса. Волнение» (16+). Биографическая картина о великой русской актрисе Алисе Фрейндлих была представлена на пермской Сцене Молот. После показа поделиться мнениями предложил его модератор, режиссер пермской сцены Марк Букин.

– Большинство фильмов-биографий всегда с ноткой несчастья в конце пути, – заметил Букин. – В каждом показана боль художника: одиночество, покинутость, забвение. А эта картина, буквально, фильм наоборот. Подарок от режиссера к актеру, где мы видим, как героине хорошо в своем настоящем. Это очень необычный и новый взгляд на то, как можно делать фильмы о важных людях.

-2

Удачной в полной мере можно считать площадку, которую куратор, Кристина Оносова, выбрала для демонстрации документальной картины – Сцена Молот Театра-Театра. «Алиса. Волнение» – это фильм, снятый во время постановки пьесы «Волнение», написанной Иваном Вырыпаевым, где Алиса Бруновна играет главную роль. Закулисье, всегда притягивавшее зрителя, перемежается в картине с очень искренними, полными жизни кадрами обычных, будничных дней великой актрисы. Клебеев показывает нам: именно в этих моментах запечатлено житейское чудо счастливого человека. Камерный показ создал уединенную атмосферу в зале Сцены Молот, не отличающемся помпезными габаритами, и словно ждавшем в своих стенах именно эту картину.

Дело также и в том, что из менее, чем часового хронометража, зритель преимущественно наблюдает сцену или закулисье БДТ, где велись репетиции. Между зрительским залом и экраном на площадке Молота присутствует сцена: дощатый пол. Ощущение воздуха и дистанции, созданного сценическим пространством помещения, словно отправляет нас прямиком к петербургским подмосткам Большого драматического театра, ещё сильнее подсвечивая сильную сторону картины: сильнейшее чувство сопричастности с увиденным.

Приятное впечатление от просмотра удвоилось обсуждением, которое для зрителей провел режиссер Марк Букин. Сам Марк тепло высказался о картине и дал это сделать каждому из присутствующих – по желанию. Здесь и делает шаг вперед важность выбора спикера для дискуссии при организации подобных обсуждений. Режиссер сразу преодолел дистанцию и пересел от сцены вплотную к первому ряду, раскрепощая публику. Если первые реплики из зала звучали не слишком уверенно, то уже спустя несколько минут на площадке кипело бурное обсуждение. Наблюдать за ним было крайне увлекательно, поскольку зрителю не так часто предоставляется возможность прилюдно высказаться перед понимающими контекст его слов людьми, готовыми отреагировать, поддержать, подискутировать. Предоставив такую возможность, Марк был задержан в «лектории» на сорок минут – столько шел обмен мнениями о фильме.

По реакции публики было очевидно, что показ «Алисы. Волнение» состоялся в самом позитивном понимании этого слова. Отсутствие лишней атрибутики и отвлекающих деталей в поле зрения, камерные габариты помещения и дощатая сцена – вот и всё, что оказалось нужно для успешного завершения кинофестиваля «Флаэртиана в городе». Организаторы попали в ноту картине, создав очаровательный шарм обоюдной камерности, что было закономерно тепло встречено публикой. Как и в хорошей документалистике, иногда достаточно просто наблюдать за прекрасным без излишеств, чтобы запечатлеть его так, как оно этого достойно. Кинопоказ фильма Дениса Клеблеева на площадке Сцены Молот – замечательный пример подтверждения этой мысли.