Александр Николаевич Афанасьев русский собиратель народного фольклора опубликовал в 1859 году сборник народных рассказов под названием «Русские народные легенды».
Его сборник включил в себя народные нетрадиционные сказанья связанные с жизнью святых и Иисуса Христа, что в последствии привело к запрету данного литературного труда по "настоянию Святейшего Синода".
Приведу немного подредактированный ознакомительный фрагмент мифического рассказа "Касьян и Никола" записанного в орловском уезде и вошедшим в книгу А.Н Афанасьева "Народные русские легенды":
Раз в осеннюю пору увязил мужик воз на дороге. Знамо, какие у нас дороги; а тут ещё случилось осенью - так и горить нечего! Мимо идёт Касьян - угодник.
Мужик не узнал его и давай просить:
- Помоги, родимой, воз вытащить!
- Поди ты! - сказал ему Касьян - угодник, есть мне когда с вами валяндаться!
Да и пошёл своею дорогою. Немного спустя идёт тут же Никола - угодник.
- Батюшка, - завопил опять мужик, - батюшка! Помоги мне воз вытащить.
Никола - угодник и помог ему. Вот пришли Касьян-угодник и Никола-угодник к Богу в рай.
- Где ты был, Касьян-угодник? - спросил Бог.
- Я был на земле - отвечал тот, - прилучилось мне идти мимо мужика, у которого воз завяз, он просил меня помоги, говорит воз вытащить, да, я не стал марать райского платья.
- Ну, а ты где так выпачкался? - спросил Бог у Николы - угодника.
- Я был на земле, шёл по той же дороге и помог мужику вытащить воз - отвечал Никола - угодник.
- Слушай Касьян! - сказал, тогда Бог - не помог ты мужику - за то будут тебе через три года служить молебны.
- А тебе Никола угодник! За то, что помог мужику воз вытащить - будут служить молебны два раза в год.
С тех пор так и сделалось: Касьяну в високосный только год служат молебны, а Николе два раза в год. (Записана в орловском уезде П.И.Якушкиным).
Источник:
Народные русские легенды, собранные А. Н. Афанасьевым, издание Н.Щепкина и К.Солдатенкова, 1859 год.
Необходимо ещё иметь ввиду, что Афанасьев был связан с радикальными революционными деятелями того периода времени, которые критиковали монархическое устройство РИ.
Оппозиционеры пропагандировали социалистические идеи и революционное восстание в Российской империи.
Одним из них был либерал-западник Александр Иванович Герцен, который после отбытия ссылки навсегда эмигрировал из России во Францию.
Исходя из вышеописанного некоторые запрещенные рукописи Афанасьева переправлялись и публиковались в издательствах западной Европы.
Не обошлось в этой авантюре и без надувательства самого автора. Например, книга русских народных сказок с эротическим содержанием и оригинальным названием «Русские заветные сказки» вышла в Швейцарии под другим названием «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и с отметкой «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров».
В ходе очередной встречи собирателя фольклора с революционерами в 1862 году, окончилось для Александра Афанасьева обыском в его квартире и привлечением по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», а также увольнением с государственной службы.
Правда, Сенат в 1864 году Афанасьева освободил от суда, но запретил ему занимать государственные должности.
Сейчас некоторые его труды хранятся в институте русской литературы РАН.
Спасибо за чтение. Всем мира и добра.
#Александр Николаевич Афанасьев #русский народный фольклор #сборник народных рассказов #Русские народные легенды #русские сказки #цензура #политика #история #биография #Российская империя