Последняя лекция литературных курсов называется «Прощание» и мне как-то становится грустно от этого. Быть может потому, что в моём сознании слово «прощание» чётко ассоциируется со словом «похороны». Ассоциация совсем не весёлая. И прощаешься обычно с тем, что теряешь навсегда. Вот такой грустный ассоциативный ряд получается. И я думаю, что многие люди испытывают тоже самое, не у одной меня такие представления.
И я вовсе не хочу прощаться с литературной школой. Два с половиной месяца обучения – это для меня очень приятное воспоминание. Я буду вспоминать с теплотой в сердце Майю Александровну Кучерскую, и других лекторов, и своего мастера-рецензента Екатерину Иванову, которая меня наставляла. И под конец обучения мы нашли друг в друге родственную душу. Потому что финальный рассказ был на свободную тему, я написала произведение в жанре духовной прозы, а моя мастер-рецензент – верующий человек. Так мы и породнились в какой-то степени. И мне хочется сказать словами из песни Юрия Антонова: «Не говорите мне: «Прощай»». И ещё вспомнились слова известной песни: «Я говорю вам: «До свидания!», а прощание не для нас!». На сколько слово «До свидания» звучит приятнее для уха и сознания?
За время обучения в литературной школе, я поняла, что если хочется писать что-нибудь, то можно это делать. И, в сущности, не важно, что сначала может получаться писать плохо. Не стоит пугаться такой ситуации. Литературное мастерство всегда можно и нужно усовершенствовать. А то иной раз автор, как белый мотылёк: сначала расправил крылышки – потом сложил из-за того, что что-то с первого раза не получилось, не вышло, не сошлось. Данная ситуация вовсе не говорит о том, что у автора нет таланта к писательству. Литературная школа даёт возможность поверить в собственные силы, попробовать себя в творчестве и поучиться мастерству. А также услышать о себе мнение тех, для кого писательство уже стало профессией.
Книг по писательскому мастерству великое множество. Их, разумеется, можно читать самостоятельно. Но одни книги написаны живо и интересно, а другие – так, что мухи с тоски помрут и упадут на читателя с потолка. И самостоятельность расслабляет, потому что ни перед кем не несёшь ответственности за невыполненное задание (в отличии от литературной школы), думаешь: «А обойдусь как-нибудь и без него!» В литературной школе поставят перед студентом не просто литературное задание, а сверхзадачу, которую нужно будет выполнять. И в конце концов это приведёт к совершенствованию в творчестве, пойдёт автору только на пользу. В литературной школе можно общаться с преподавателем, с сокурсниками: такими же людьми, которые пишут и сочиняют что-либо. А если изучать писательское мастерство по книгам, то такого круга общения не будет.
Литературное мастерство можно совершенствовать до бесконечности. И это хорошо, если есть такое желание. Мне вот хочется пройти ещё два курса литературного мастерства. И единственная причина, которая меня останавливает – это отсутствие материальных средств. В отличии от графомана, настоящий автор всегда хочет учиться. Это только графоман скажет, что у него и так всё хорошо, что ему обучаться не надо. И благодаря литературной школе, начинаешь потом больше задумываться над тем, как написать текст лучше и интереснее. Самостоятельно можно, например, не обратить внимание на то, как выстроен диалог – правильно или неправильно, или что такое контекст в повествовании. А ведь, именно, контекст делает рассказ красочнее. При самостоятельном изучении литературного мастерства по книгам можно многое упустить из виду, да и послушать мнение других о себе всегда полезно, даже если это мнение, по началу, не очень-то согреет душу автора. Потом ситуация может кардинально поменяться.
Я не прощаюсь с литературной школой, я хочу учиться в ней дальше. Теперь моя мечта принять участие в литературном марафоне. Это когда автор пишет по истории в день в течение недели на определённую тему, наравне с другими участниками мероприятия, а потом определяют победителя путём голосования. Правда жанры фантастика и приключения мне не очень близки. Надеюсь, что когда-нибудь будет подходящий писательский марафон и для меня. Ещё бы мне хотелось, чтобы на сайте Creative Writing School открыли писательский форум, где можно было бы говорить на темы, которые волнуют всех авторов без исключения, например, «Где взять идею для рассказа» или «Как преодолеть творческий кризис», «Как получить порцию вдохновения, если оно давно вас не посещало» и так далее. Я думаю, тем для обсуждения нашлось бы немало. Надо будет внести такое предложение руководству литературной школы. И ещё я буду скучать даже по звукам заставки, которые были перед каждой лекцией. Они тоже стали для меня родными. «Не говорите мне: «Прощай!»». Я ещё надеюсь вернуться в литературную школу. Пусть и на другие курсы.