Найти тему
Компания РПК

"Не смешите, что это русский истребитель. Это американский боинг". Самолеты И-16 авиаконструктора Поликарпова на войне в Испании

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых свежих книжных и журнальных публикаций!

Республиканский И-16 ведёт бой с немецким истребителем Мессершмитт Bf-109 из "Легиона Кондор" (картина современного художника)
Республиканский И-16 ведёт бой с немецким истребителем Мессершмитт Bf-109 из "Легиона Кондор" (картина современного художника)

Истребитель И-16 в 1930-х годах был таким же культовым самолетом, как Су-27 в наши дни. Разработанный в конструкторском бюро под руководством знаменитого авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова, он был героем книг, песен, пропагандистских плакатов и даже популярных кинофильмов. Его характерный и запоминающийся вид (короткий и толстоватый фюзеляж с "обрезанным" носом) был в те годы повсюду: от школьных учебников до почтовых марок. Так что на родине самолет был хорошо узнаваем и популярным. Но его мировая премьера и самый настоящий "звездный час" наступили осенью 1936 года, когда первые партии советских истребителей прибыли пароходом в Аликанте (испанская провинция Валенсия) и всего через несколько дней после сборки и "обкатки" приступили к боевым действиям.

Рисунки запоминающихся силуэтов истребителей И-16 часто можно было увидеть на плакатах советской эпохи 1930-х годов
Рисунки запоминающихся силуэтов истребителей И-16 часто можно было увидеть на плакатах советской эпохи 1930-х годов

Уже много позже были воздушные бои в Китае, Монголии, Финляндии. И самые тяжелый начальный период Великой Отечественной наша авиация тоже встретила в основном на И-16. Новых более передовых истребителей - "яков", "мигов" и "лаггов" тогда было ещё очень мало. А те что имелись, толком ещё не были изучены и освоены.

Но первое массовое боевое применение самолётов И-16 и проверка их в реальных боевых действиях началось именно с Гражданской войны в Испании. Тогда советское правительство однозначно приняло сторону испанских республиканцев и решило начать поставки вооружений и военной техники. Включая авиацию - истребители, бомбардировщики, самолеты-разведчики. И среди всего перечня авиатехники большую часть составляли наши самые передовые на тот момент истребители И-16.

Американский истребитель Boeing P-26 Peashooter. Некоторые сходство с И-16 есть - тоже моноплан с двигателем воздушного охлаждения. Но в целом самолет похож весьма отдаленно. Главное отличие - неубирающееся шасси "американца"
Американский истребитель Boeing P-26 Peashooter. Некоторые сходство с И-16 есть - тоже моноплан с двигателем воздушного охлаждения. Но в целом самолет похож весьма отдаленно. Главное отличие - неубирающееся шасси "американца"

Когда испанские мятежники - франкисты и их подельники итальянцы на своих "фиатах" и немцы на "хейнкелях" впервые встретились с И-16 , они напрочь отказывались верить, что это советский самолет. "Ну какой же это русский истребитель. Это "боинг". Имея в виду американский истребитель-моноплан P-26 Peashooter фирмы Boeing, который своим "лобастым" профилем с мотором воздушного охлаждения лишь отчасти напоминал наш самолет. Слишком высока была заносчивость противника, чтобы поверить, что такой замечательный самолет мог быть разработан в Советском Союзе. Но спесь быстро прошла. Наши истребители наголову превосходили вражеские самолеты, причем по основным параметрам - скорость и маневренность. Основную часть истребительной авиации испанских националистов составляли немецкие бипланы Хейнкель He-51 и их итальянские "одноклассники" Фиат CR-32. Скорость противника была на 60-80 км/час в меньше. Наши истребители навязывали маневренный воздушный бой на вертикалях, что для противника было несвойственно. И воздушная обстановка стало быстро меняться в нашу пользу. А пилотам истребителей националистов было дано указание вступать в бой только при численном превосходстве. Но даже это не всегда их выручало.

Главные соперники наших И-16 в испанском небе начала боевых действий: устаревшие немецкие истребители-бипланы Heinkel He-51 ...
Главные соперники наших И-16 в испанском небе начала боевых действий: устаревшие немецкие истребители-бипланы Heinkel He-51 ...

Когда с типом истребителя и его происхождением противник все-таки разобрался, "боингом" называть его перестали и придумали не очень благозвучное прозвище "rata" (по-испански - "крыса"). Есть легенда, что во время налета один летчик-националист крикнул своим товарищам, что советские истребители "лезут как крысы из всех щелей". Так название "rata" у них и прижилось. И даже в годы Великой Отечественной войны немцы продолжали называть наш И-16 "ратой", а появившиеся позднее более совершенные Ла-5 - "супер-ратой".

... и его итальянский "собрат" Fiat CR-32 из экспедиционного авиакорпуса "соколов Муссолини"
... и его итальянский "собрат" Fiat CR-32 из экспедиционного авиакорпуса "соколов Муссолини"

Испанцы-республиканцы называли наш истребитель И-16 более благозвучно - "моска" ("мушка"). Бытует мнение, что это название самолет получил из-за надписи "Москва" на коробках, в которых комплекты разобранных машин прибывали на кораблях. Другие считают, что это название дали потому, что истребитель "носился как муха и кусал противника". Так это или нет, сейчас уже неважно. Самолеты стали "москами" и очень полюбились летчикам Испанской Республики. Ведь ничего более совершенного у них не было. А истребители И-16 в умелых руках становились грозным оружием.

Полуденная "сиеста" республиканских летчиков. Рядом стоит их боевой "скакун русской породы" - истребитель И-16 тип 10
Полуденная "сиеста" республиканских летчиков. Рядом стоит их боевой "скакун русской породы" - истребитель И-16 тип 10

Наши пилоты называли истребитель ласково "ишачок" (из-за созвучности в названии - "и-шестнадцать"). Ну или более сухо - "ишак". Это видимо тогда, когда самолет доставлял неприятности из-за своего "норовистого" характера. Всё дело в том, что как сейчас принято называть "сверхманевренность" истребителя достигалась в том числе смещенным центром тяжести. И управлять им без определенных навыков и мастерства было делом непростым. Но у подготовленных пилотов истребитель становился непревзойденной по всем статьям машиной. И количество сбитых самолетов противники - самое яркое тому подтверждение.

Тот же самолет, что и на снимке выше (бортовой номер CM-177) в современном цветном исполнении. Своей яркой окраской республиканские самолеты отличались от авиации националистов. На киле - цвета национального флага. Плюс красные полосы на фюзеляже и консолях крыла
Тот же самолет, что и на снимке выше (бортовой номер CM-177) в современном цветном исполнении. Своей яркой окраской республиканские самолеты отличались от авиации националистов. На киле - цвета национального флага. Плюс красные полосы на фюзеляже и консолях крыла

Всего за годы войны для ВВС испанской республики было поставлено около 400 истребителей И-16 разных модификаций - от первых И-16 тип 5 с двумя крыльевыми пулеметами ШКАС и относительно маломощным мотором до более совершенных И-16 тип 17, лучше вооруженных и с модифицированным авиадвигателем.

Не сидели без дела и испанцы-республиканцы.. На своих заводах и авиамастерских они организовали самостоятельные доработки истребителей. Ставили дополнительное вооружение и даже у некоторых заменили моторы на более совершенные американские авиадвигатели, полученных контрабандным способом. Замена моторов позволила резко повысить высотность части самолетов, что стало большой неожиданностью для немцев. До этого они привыкли почти безнаказанно действовать с большим высот, пользуясь недосягаемостью для республиканской авиации. Также была организована попытка самостоятельно строить истребители И-16. И до конца войны испанцы успели даже собрать несколько штук.

Еще одна жанровая сцена из фронтовых будней. Республиканские  "камарадас" отдыхают в тени своего истребителя. На земле - жарко. Но ещё "жарче" было в испанском небе
Еще одна жанровая сцена из фронтовых будней. Республиканские "камарадас" отдыхают в тени своего истребителя. На земле - жарко. Но ещё "жарче" было в испанском небе

Ну, а что противники? Они тоже принимали все меры, чтобы справиться с возросшей мощью республиканской авиации. Союзники франкистов - немцы и итальянцы старались получать и вводить в бой всё более новые и совершенные самолеты. Вскоре был получен и опробован в воздушных боях знаменитый немецкий истребитель Мессершмитт Bf-109. И если первые модификации (Bf-109V и Bf-109B) не особо впечатлили республиканских летчиков своими возможностями, то последующие и более совершенные варианты (Bf-109C, Bf-109D и особенно Bf-109E) стали уже заметной проблемой. Новые "мессеры" радикально превосходили республиканские истребители по скорости и вооружению. Но война близилась к концу, поэтому заметных воздушных боев с новейшей германский авиатехникой уже практически не было.

Главный противник наших И-16 в испанском небе: немецкие истребители Messershmitt Bf--109 из соединения "Легион Кондор". Их поступало все больше и с лучшими характеристиками
Главный противник наших И-16 в испанском небе: немецкие истребители Messershmitt Bf--109 из соединения "Легион Кондор". Их поступало все больше и с лучшими характеристиками

Гражданская война в Испании закончилась в 1939 году. Республиканцы потерпели поражение. Причин этому много и об этом написано изрядное количество литературы. Сказалась и неразбериха в руководстве Республики, и удаленность нашей страны, что вызывало большие сложности с поставками. Если мы смогли поставить им сотни самолетов, то у противника счёт шел на тысячи. Также тысячами ввозились итальянские и немецкие летчики и авиаспециалисты, не знавшие абсолютно никаких проблем с техникой и их обслуживанием. Все это разумеется рано или поздно должно было склонить на их сторону военную удачу. Что так и произошло.

Испанские летчики рядом с истребителем И-16
Испанские летчики рядом с истребителем И-16

На наших истребителя героически сражались как советские летчики, так и их испанские коллеги - пилоты-республиканцы. Принимали участие и добровольцы из разных стран. Многие стали летчиками-асами. Все они были очень высокого мнения о нашем замечательном истребители И-16.

По итогам войны 35 нашим летчикам и авиаспециалистам было присвоено звание Героя Советского Союза. Это яркое подтверждение их мужества, героизма и верности интернациональному долгу

Советские летчики-добровольцы в Испании. Первая шеренга - пилоты. Вторая - авиатехники и специалисты
Советские летчики-добровольцы в Испании. Первая шеренга - пилоты. Вторая - авиатехники и специалисты

После войны оставшиеся истребители И-16 оказались в руках франкистов и поступили на службу в испанские ВВС. Последний из них был списан и "уволен" в 1950-х годах (!). Необыкновенно долгая и почётная служба отличного самолета.

Вот такая яркая биография нашего замечательно самолета, героя войны в Испании. И в годы Великой Отечественной войны истребителям И-16 пришлось потрудиться и немало. В начале войны он оставался самым массовым самолетом нашей истребительной авиации. До прихода в заметных количествах новых истребителей (Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3) устаревшие к тому времени И-16 несли основную боевую нагрузку. Первый немецкий самолет в июне 1941 г. был сбит на И-16. Свой знаменитый ночной таран Виктор Талалихин совершил в московском небе именно на "ишачке". Да, И-16 уже отставал от новых немецких истребителей, но в опытных руках он ещё оставался грозным оружием.

Изрядное количество наших истребителей досталось после окончания войны националистам. Ни снимке - линейка И-16 уже в окраске франкистских ВВС. На хвосте характерный черный крест на белом фоне - знак испанской военной авиации.
Изрядное количество наших истребителей досталось после окончания войны националистам. Ни снимке - линейка И-16 уже в окраске франкистских ВВС. На хвосте характерный черный крест на белом фоне - знак испанской военной авиации.

Всего было построено более 10 тысяч истребителей И-16 разных модификаций. Это самое яркое подтверждение уникальных характеристик и возможностей самолета. Ему в 1930-х годах не было равных!

А это уже наши И-16 из состава авиации советского Военно-Морского флота. "Всем на взлёт! От винта!"
А это уже наши И-16 из состава авиации советского Военно-Морского флота. "Всем на взлёт! От винта!"

В наши дни реплики и восстановленные самолеты являются украшением многочисленных музеев и авиашоу в Испании. Там хорошо помнят об этом самолете и национальных героях - летчиках-республиканцах. Когда в 1990-х годах новозеландский коллекционер заказал постройку и приобрел целую эскадрилью "поликарповских" истребителей (было построено не много не мало аж пять (!) И-16), испанцы предприняли всё возможное и невозможное, чтобы заполучить хотя бы один экземпляр. И сейчас он летает в испанском небе и принимает активное участие в ярких национальных авиационных слётах и шоу. Есть информация, что сейчас испанцы восстанавливают ещё один экземпляр И-16. Надеемся, что и он скоро тоже полетит.

Один из восстановленных И-16 сейчас находится в Испании и является непременным участником многочисленных авиашоу. Самолет окрашен в цвета республиканских ВВС. И хотя знатоки авиации найдут некоторые отличия от серийных машин той эпохи, для большинства зрителей это не самое главное. Главное, что он летает и напоминает всем нам о тех героических событиях.
Один из восстановленных И-16 сейчас находится в Испании и является непременным участником многочисленных авиашоу. Самолет окрашен в цвета республиканских ВВС. И хотя знатоки авиации найдут некоторые отличия от серийных машин той эпохи, для большинства зрителей это не самое главное. Главное, что он летает и напоминает всем нам о тех героических событиях.

Если вы когда-нибудь будете в замечательном русском городе Орле, уделите немного времени и найдите там памятник нашему знаменитому соотечественнику - авиаконструктору, "королю истребителей", как его тогда называли - Николаю Николаевичу Поликарпову. Замечательный памятник замечательному человеку. Он находится в центре города, в пяти минутах езды от вокзала. Скульптор изобразил авиаконструктора, держащим в руках модель его лучшего творениях - истребителя И-16. Положите к памятнику цветы или просто поклонитесь. И скажите: "Николай Николаевич! Спасибо за вашу работу и за всё, что вы сделали для русской авиации и для нашей страны. И отдельное спасибо - за ваш замечательный истребитель. За ваш "ишачок"!

Памятник нашему знаменитому соотечественнику, "королю истребителей",  Николаю Николаевичу Поликарпову  в красивом русском городе Орле. Благодарные земляки (авиаконструктор был родом из орловской губернии) установили монумент в центре города. В руках он держит своё лучшее творение - истребитель И-16.
Памятник нашему знаменитому соотечественнику, "королю истребителей", Николаю Николаевичу Поликарпову в красивом русском городе Орле. Благодарные земляки (авиаконструктор был родом из орловской губернии) установили монумент в центре города. В руках он держит своё лучшее творение - истребитель И-16.

Недавно в популярном журнале для моделистов и любителей истории военной техники "М-Хобби" (выпуски №6 и №7 за 2022 г.) была опубликована интересная статья о боевом применении И-16 в Испании: "Моски" в стране Дон Кихота" . В ней подробно описано участие советских истребителей в гражданской войне в Испании. Дается детальное сравнение возможностей наших самолетов и их немецких противников - Мессершмитт Bf-109. Если хотите узнать больше, почитайте эту статью. Будет интересно. Рекомендуем!

И напоследок немного наших рекомендаций, где еще можно почитать об истории знаменитого истребителя И-16 :

  • Истребитель И-16. Норовистый ишак сталинских соколов (Автор - Михаил Маслов, М., Эскмо, 2008 г.) - первое издание книги известного авиационного историка об истории И-16. Есть глава и по его испанское "эпопеи". Довольно подробно изложено. Много иллюстраций
  • Истребитель И-16. Любимый самолет вождя (Автор — Михаил Маслов, М., ЭКСМО, Серия `Авиаколлекция`, 2018) - второе расширенное издание книги. Больше текста и заметно больше фотографий И-16, в том числе цветных - современные реплики и восстановленные самолеты. Рекомендуем!
  • Серия "Армада". Выпуск 2. Истребитель И-16. (Автор - Михаил Маслов, М-Хобби, 1997) - редкое издание с очень качественным фотографиями. Будет очень ценным приобретение, если сможете найти.
  • Серия "Авиаколлекция". Выпуск 2015 №5 Истребители И-16 с моторами М-63 (Автор - Н.В. Якубович) - публикация о поздних модификациях И-16 (от типа 24). Много фотографий, схем и рисунков.
  • Журнал "Авиация и Время". Выпуск 2018 №2 - в номере опубликована статья "Ишак" с трудным характером" об истории И-16 плюс отличные чертежи истребителя в популярном у моделистов-стендовиков масштабе 1/72
  • И много других книг, журналов и статей об истории этого замечательного самолета. Полный список всего, что есть про И-16, смотрите на сайте интернет-магазина "Компания РПК".

Подписывайтесь на наш канал на «Яндекс.Дзен»! Всегда будете в курсе самых последних книжных и журнальных новинок!

По вопросам приобретения литературы по истории авиации, бронетехники и флота обращайтесь в интернет-магазин «Компания РПК». Самый большой выбор книг и периодики! История военной техники и современность.