Найти тему
Прохожий

Немецкие трофейные толстокожие «черепахи».

Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующие! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня, предлагаю посмотреть трофейные британские машины на службе рейха.

И так поехали.

Трофейный британский танк «Матильда MK II».
Трофейный британский танк «Матильда MK II».

И мы посмотрим танк «Матильда MK I».

Танк «Матильда MK I».
Танк «Матильда MK I».

Работы над танком по разработке и проектированию начались в 1934 году. Требования к нему не были особо строгими. Танк должен быть прост в изготовлении, хорошо бронирован, вооружен пулеметом и уметь преодолевать проволочные противопехотные укрепления. За это дело взялся генерал-инженер артиллерии сэр Хьюго Эллис. Он при разработке машины исходил из опыта первой мировой, и кроме того ему пришлось считаться с очень скромным бюджетом на разработки. В силу этого он принял решение разработки танка поддержки пехоты. Опытный образец им был представлен в октябре 1935 года под кодом А 11, также названный «Матильдой». Эта была небольшая машина с экипажем 2-ва человека, вооружение состояло из пулемета. Броня достигала толщины в 60-т мм в лобовой части. Танк комплектовался двигателем «Ford» мощностью 70 л.с. Вес машины достигал 11-ти тонн. Так как скоростные требования были не высоки, то Эллис посчитал скорость в 12-ть км/ч вполне достаточной.

Первый контракт на производство 120-ти танков Эллис заключил в 1938 году, с фирмой «Vickers Armstrong». Этого числа машин хватало для формирования полного танкового батальона по регламенту британской армии. Но в январе 1939 года после изучения вероятности начала войны, стало очевидно, что одного батальона мало, поэтому приняли решение о формировании еще 5-ти.

Поэтому, осенью (сентябрь) 1936 года, было принято решение «освежить» танк «Матильда MK I». Присвоив ему наименование «Matilda Senior» или «Матильда II».

Танки  Африканского корпуса Роммеля Pz.l Ausf.B, и трофейная «Матильда 2».
Танки Африканского корпуса Роммеля Pz.l Ausf.B, и трофейная «Матильда 2».

Данная новая машина обладала повышенной броней, экипаж увеличился до 3-х человек, было установлено 2-х фунтовое орудие. Предполагалось также вооружать танк орудием с коммулятивными боеприпасами, но после различных споров вернули вариант с 2-х фунтовым орудием. В силу отсутствия готового танкового двигателя, на танк приспособили 2-ва двигателя от автобуса. Двигатель марки «АЕС», был шестицилиндровый, дизельный, мощностью 87 л.с., имел водяное охлаждение. Двигатели поставили параллельно друг другу.

Подвеска танка представляла собой так называемый «японский тип», была разработана в 1928 году для среднего танка, и затем продана в Японию.

Броня нового танка представляла внушительную защиту, в 78-мь мм во лбу, но минимальная составляла всего 20-ть мм. В результате танк был способен выдерживать любой противотанковый снаряд большинства орудий того времени в лобовом секторе. Подвеска танка была чрезвычайно крепкой, что позволяло держать хорошую скорость по бездорожью.

Отделение механика-водителя было достаточно продуманным. Он располагался за хорошей броневой защитой, корпус танка был литой, но корпус требовал много затрат для производства, и затруднял серийный выпуск танка.

Пулемет в корпусе танка отсутствовал.

Подвеска танка отличалась от своего предшественника А11, системой полной ее защиты бронелистами (около 5-ти мм). Но это привело к ухудшению ремонтопригодности ходовой, и увеличило время работ по ее плановому обслуживанию.

Башня танка также была литой. К ней приклепывался верхний лист башни. Люк командира машины находился с лева, люк заряжающего располагался справа. На заряжающего возлагались обязанности радиста машины. Стрелок находился перед командиром, и отвечал за 2-х фунтовое орудие и соосные пулеметы Vickers 303 водяного охлаждения.

По сторонам башни находились по две пары 4-х дюймовых реактивных зарядов.

Из-за большой массы башни танка, была применена гидравлическая система ее поворота.

Было изготовлено 2890 машин разной модификации танка «Матильда MK II». Последние машины были произведены в 1943 году, когда танк уже устарел. Первое его крещение состоялось в 1940 году, во Франции. Где он очень удивил Роммеля, своей бронезащитой неуязвимой для немецких орудий. Через несколько месяцев (в Северной Африке) в рамках операции «Компас» они приняли участия в разгроме итальянского корпуса. И только прибытие Роммеля со своим Африканским корпусом, смогло спасти оставшиеся итальянские части, и отомстить танкам «Матильда MK II».

«Самопальная» переработка трофейного танка «Матильда» немецкими ремонтными подразделениями.
«Самопальная» переработка трофейного танка «Матильда» немецкими ремонтными подразделениями.

Танки «Матильда» версий Мк1 и Мк 2, принимали самое активное участие на Африканском театре военных действий. Где и попали в руки немецких танкистов. Которые разработали специфическую тактику борьбы с этими «черепахами» как они называли эти танки. Броню танков «Матильда» могли пробить только 88-мм орудия. Но с принятием на вооружение немецких 50-мм орудий Pak 38, или L/60 на средних танках Panzer III, дни «Матильды» были сочтены. Низкая механическая надежность ее, в условиях пустыни, и более чем не высокая скорость, превратили их в танки второго плана. Последующие попытки улучшить танк такие как, замена пулеметов Vickers 303 с водяным охлаждением, на новые британские же пулеметы с воздушным охлаждением ZB, результатов не дали. Танку с новыми пулеметами присвоили название Mark IIA. На танке Mark IIIA усилили двигатель, установив двигатель « Leyland».

Еще одна версия все той же «Матильды», версия CS (ближняя поддержка) была вооружена 3-х дюймовой гаубицей, с комплектом кумулятивных, или реактивных снарядов. Использовалась только для поддержки пехоты. Более мелкие партии модернизированных машин оснащались устройствами засыпки канав, огнеметным оборудованием, ракетными установками. Самой любопытной машиной была машина с установленным прожектором (CDL версия).

Около 1000-ти машин «Матильда» были поставлены в советский союз. И только 750 из них добрались до места назначения. Где они также попадали как трофеи к немцам.

Танк  «Матильда» немецкий трофей, на советско-германском фронте.
Танк «Матильда» немецкий трофей, на советско-германском фронте.

Эти танки не снискали высокие оценки у советских танкистов.

Модернизированные танки, в количестве 33 штук (Mark IV CS) получила Новая Зеландия, но в 1944 году «сплавила» их в Австралию. Которая успешно применяла эти танки (а всего танков разных типов у нее было примерно 400 штук) в джунглях, против японских трехфунтовых гаубиц.

В заключение стоит отметить, что немцы также применяли попадавшие им в руки британские легкие танки «Валентайн». Эти танки применялись как в пустыне в корпусе Роммеля, так и советско-германском театре военных действий.

Трофейный легкий танк «Валентайн» на восточном фронте.
Трофейный легкий танк «Валентайн» на восточном фронте.
Этот трофейный «Валентайн»  свое уже отъездил. Добрался до вечной стоянки. Восточный фронт.
Этот трофейный «Валентайн» свое уже отъездил. Добрался до вечной стоянки. Восточный фронт.
Танк «Валентайн» Африканского корпуса.
Танк «Валентайн» Африканского корпуса.

Ну вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.