Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующие! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня, предлагаю посмотреть трофейные британские машины на службе рейха.
И так поехали.
И мы посмотрим танк «Матильда MK I».
Работы над танком по разработке и проектированию начались в 1934 году. Требования к нему не были особо строгими. Танк должен быть прост в изготовлении, хорошо бронирован, вооружен пулеметом и уметь преодолевать проволочные противопехотные укрепления. За это дело взялся генерал-инженер артиллерии сэр Хьюго Эллис. Он при разработке машины исходил из опыта первой мировой, и кроме того ему пришлось считаться с очень скромным бюджетом на разработки. В силу этого он принял решение разработки танка поддержки пехоты. Опытный образец им был представлен в октябре 1935 года под кодом А 11, также названный «Матильдой». Эта была небольшая машина с экипажем 2-ва человека, вооружение состояло из пулемета. Броня достигала толщины в 60-т мм в лобовой части. Танк комплектовался двигателем «Ford» мощностью 70 л.с. Вес машины достигал 11-ти тонн. Так как скоростные требования были не высоки, то Эллис посчитал скорость в 12-ть км/ч вполне достаточной.
Первый контракт на производство 120-ти танков Эллис заключил в 1938 году, с фирмой «Vickers Armstrong». Этого числа машин хватало для формирования полного танкового батальона по регламенту британской армии. Но в январе 1939 года после изучения вероятности начала войны, стало очевидно, что одного батальона мало, поэтому приняли решение о формировании еще 5-ти.
Поэтому, осенью (сентябрь) 1936 года, было принято решение «освежить» танк «Матильда MK I». Присвоив ему наименование «Matilda Senior» или «Матильда II».
Данная новая машина обладала повышенной броней, экипаж увеличился до 3-х человек, было установлено 2-х фунтовое орудие. Предполагалось также вооружать танк орудием с коммулятивными боеприпасами, но после различных споров вернули вариант с 2-х фунтовым орудием. В силу отсутствия готового танкового двигателя, на танк приспособили 2-ва двигателя от автобуса. Двигатель марки «АЕС», был шестицилиндровый, дизельный, мощностью 87 л.с., имел водяное охлаждение. Двигатели поставили параллельно друг другу.
Подвеска танка представляла собой так называемый «японский тип», была разработана в 1928 году для среднего танка, и затем продана в Японию.
Броня нового танка представляла внушительную защиту, в 78-мь мм во лбу, но минимальная составляла всего 20-ть мм. В результате танк был способен выдерживать любой противотанковый снаряд большинства орудий того времени в лобовом секторе. Подвеска танка была чрезвычайно крепкой, что позволяло держать хорошую скорость по бездорожью.
Отделение механика-водителя было достаточно продуманным. Он располагался за хорошей броневой защитой, корпус танка был литой, но корпус требовал много затрат для производства, и затруднял серийный выпуск танка.
Пулемет в корпусе танка отсутствовал.
Подвеска танка отличалась от своего предшественника А11, системой полной ее защиты бронелистами (около 5-ти мм). Но это привело к ухудшению ремонтопригодности ходовой, и увеличило время работ по ее плановому обслуживанию.
Башня танка также была литой. К ней приклепывался верхний лист башни. Люк командира машины находился с лева, люк заряжающего располагался справа. На заряжающего возлагались обязанности радиста машины. Стрелок находился перед командиром, и отвечал за 2-х фунтовое орудие и соосные пулеметы Vickers 303 водяного охлаждения.
По сторонам башни находились по две пары 4-х дюймовых реактивных зарядов.
Из-за большой массы башни танка, была применена гидравлическая система ее поворота.
Было изготовлено 2890 машин разной модификации танка «Матильда MK II». Последние машины были произведены в 1943 году, когда танк уже устарел. Первое его крещение состоялось в 1940 году, во Франции. Где он очень удивил Роммеля, своей бронезащитой неуязвимой для немецких орудий. Через несколько месяцев (в Северной Африке) в рамках операции «Компас» они приняли участия в разгроме итальянского корпуса. И только прибытие Роммеля со своим Африканским корпусом, смогло спасти оставшиеся итальянские части, и отомстить танкам «Матильда MK II».
Танки «Матильда» версий Мк1 и Мк 2, принимали самое активное участие на Африканском театре военных действий. Где и попали в руки немецких танкистов. Которые разработали специфическую тактику борьбы с этими «черепахами» как они называли эти танки. Броню танков «Матильда» могли пробить только 88-мм орудия. Но с принятием на вооружение немецких 50-мм орудий Pak 38, или L/60 на средних танках Panzer III, дни «Матильды» были сочтены. Низкая механическая надежность ее, в условиях пустыни, и более чем не высокая скорость, превратили их в танки второго плана. Последующие попытки улучшить танк такие как, замена пулеметов Vickers 303 с водяным охлаждением, на новые британские же пулеметы с воздушным охлаждением ZB, результатов не дали. Танку с новыми пулеметами присвоили название Mark IIA. На танке Mark IIIA усилили двигатель, установив двигатель « Leyland».
Еще одна версия все той же «Матильды», версия CS (ближняя поддержка) была вооружена 3-х дюймовой гаубицей, с комплектом кумулятивных, или реактивных снарядов. Использовалась только для поддержки пехоты. Более мелкие партии модернизированных машин оснащались устройствами засыпки канав, огнеметным оборудованием, ракетными установками. Самой любопытной машиной была машина с установленным прожектором (CDL версия).
Около 1000-ти машин «Матильда» были поставлены в советский союз. И только 750 из них добрались до места назначения. Где они также попадали как трофеи к немцам.
Эти танки не снискали высокие оценки у советских танкистов.
Модернизированные танки, в количестве 33 штук (Mark IV CS) получила Новая Зеландия, но в 1944 году «сплавила» их в Австралию. Которая успешно применяла эти танки (а всего танков разных типов у нее было примерно 400 штук) в джунглях, против японских трехфунтовых гаубиц.
В заключение стоит отметить, что немцы также применяли попадавшие им в руки британские легкие танки «Валентайн». Эти танки применялись как в пустыне в корпусе Роммеля, так и советско-германском театре военных действий.
Ну вот и все, что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.