Найти в Дзене
ВТБ Авто

Необычайная история марки Maybach

На вопрос о самых роскошных автомобилях, практически любой человек назовет три бренда: Bentley, Rolls-Royce и, конечно, Maybach. Если два первых всегда воспринимались как самостоятельные, то «Майбах» с «Мерседесом» связывают давние взаимоотношения. Какова же их история? «Майбах» это «Мерседес»? Спойлер для тех кто спешит: в настоящее время Maybach является премиальным суббрендом Mercedes, который выпускает роскошные автомобили представительского класса. То есть сейчас Maybach это Mercedes. Но в прошлом... Вильгельм Майбах. Начало Основателем династии и позднее компании Maybach является Вильгельм Майбах. Он родился в семье столяра в 1846 году. В 10 лет, после смерти отца, попал в общину к викарию, который преподавал детям точные науки, механику и черчение. В 15 лет продолжил обучение в реальном училище и устроился подрабатывать в конструкторское бюро машиностроительного завода в городе Ройтлинген. Благодаря инженерному таланту и обширным знаниям юношу заметил технический директор завода
Оглавление

На вопрос о самых роскошных автомобилях, практически любой человек назовет три бренда: Bentley, Rolls-Royce и, конечно, Maybach. Если два первых всегда воспринимались как самостоятельные, то «Майбах» с «Мерседесом» связывают давние взаимоотношения. Какова же их история?

«Майбах» это «Мерседес»?

Спойлер для тех кто спешит: в настоящее время Maybach является премиальным суббрендом Mercedes, который выпускает роскошные автомобили представительского класса. То есть сейчас Maybach это Mercedes. Но в прошлом...

Вильгельм Майбах. Начало

Основателем династии и позднее компании Maybach является Вильгельм Майбах. Он родился в семье столяра в 1846 году. В 10 лет, после смерти отца, попал в общину к викарию, который преподавал детям точные науки, механику и черчение. В 15 лет продолжил обучение в реальном училище и устроился подрабатывать в конструкторское бюро машиностроительного завода в городе Ройтлинген. Благодаря инженерному таланту и обширным знаниям юношу заметил технический директор завода — Готтлиб Даймлер!

Когда Даймлер получил приглашение работать в компании по производству двигателей внутреннего сгорания Deutz, он позвал Вильгельма с собой. Вместе они загорелись идеей создать компактный и производительный ДВС. Но одному из акционеров это направление категорически не нравилось и казалось абсурдным. В итоге Готтлиб Даймлер покинул Deutz и основал собственный бизнес. Его компаньоном стал Вильгельм Майбах. Последний отвечал за все инженерные решения.

Стремясь к постоянному техническому совершенству, инженер придумал новую систему зажигания, получил десятки патентов на различные технические решения. В конце концов Вильгельм изобрел карбюратор, который позволяет использовать жидкое топливо вместо газообразного. Это стало настоящей революцией в двигателестроении.

В 1885 году Готтлиб Даймлер с сыном Паулем и Вильгельм Майбах с сыном Карлом провели испытания мотовелосипеда с двигателем внутреннего сгорания конструкции Майбаха. Четырьмя годами позже — шумный успех V-образного 2-цилиндрового двигателя на Всемирной парижской выставке и последующая продажа патента на него. Даймлер очень ценил своего товарища и создал для его работы отдельную мастерскую.

Двигатели были не единственным предметом приложения таланта Майбаха. Например в 1894 году он запатентовал гидравлическую тормозную систему. Ему принадлежит и изобретение сотового радиатора охлаждения.

Появление Mercedes

То, что это женское имя, которое звучит как «Мерсэ ́дес» знают все. Остается вопрос, чье именно?

В 1895 году Вильгельм Майбах создал и запатентовал конструкцию 2-цилиндрового двигателя внутреннего сгорания мощностью 2,5 лошадиные силы, который он назвал «Феникс». За четыре года доработок и усовершенствований на свет появился 23-сильный мотор объемом 5,9 литра с четырьмя цилиндрами.

Этот силовой агрегат установили на гоночный автомобиль который также разработал Майбах, а собрали в компании «Даймлер». Заказчиком был большой любитель горных гонок, посол Австро-Венгерской империи в Ницце — Эмиль Еллинек. Он и дал своему болиду имя Mercedes в честь своей дочери. На этой машине 21 марта 1899 года Эмиль выиграл гонку Ницца – Ля-Тюрби и вопрос с торговой маркой для Daimler оказался решенным.

Maybach. Свое дело и первый автомобиль

-2

Maybach W3

В 1900 году умер Готтлиб Даймлер. Оставшиеся у руля компании люди не слишком ценили талантливого инженера, несмотря на то, что фактически успех компании держался на его разработках. В 1907 году Майбах-старший покинул Daimler.

После этого Вильгельм и Карл начали сотрудничество с изобретателем дирижаблей Фердинандом Цеппелином. До 1918 года Майбахи становятся основными разработчиками и производителями двигателей для воздушных судов и открывают моторостроительную компанию Maybach Motorenbau GmbH. Возглавил ее Карл, а Майбах-старший стал консультантом. После завершения «воздушной главы» Карл вернулся к разработке автомобилей и двигателей для них. В 1921 году был выпущен первый автомобиль принесший марке известность — Maybach W3.

В 1922 году Вильгельм Майбах, к тому моменту уже оставивший работу, получил звание «конструктор первопроходец» от общества немецких инженеров. «Королем конструкторов» его называли даже конкуренты.

Для водителя и для пассажира

-3

С самого начала компания Maybach сделала ставку на состоятельных клиентов. Таких, кто надежность и безопасность ценит выше внешнего лоска. Качеству узлов и агрегатов уделялось повышенное внимание. Первые автомобили компании создавались «для пассажира». Сложность в управлении, например переключение передач педалями или наличие двух задних передач, отсутствие унификации, требовали значительного опыта и серьезной подготовки водителя. За руль таких авто садились профессиональные шоферы, а владельцы наслаждались ролью пассажира, как и положено состоятельным людям.

Карл Майбах со временем решил, что часть богатой публики может иметь желание и за рулем прокатиться. Так в 1935 году начался выпуск автомобилей линейки SW. Это были по-прежнему шикарные, надежные и очень комфортные машины. Но: чуть меньших габаритов, с чуть менее «злыми» моторами, с простой системой управления, не требовавшей длительного обучения. И относительно бюджетные.

Война, которая изменила все

Кроме производства шикарных автомобилей компания Maybach выполняла и армейские заказы. К 1936 году практически все танки стоявшие на вооружении Германии были оборудованы моторами от «Майбах». В 1941 году пришлось свернуть производство автомобилей — по понятным причинам роскошные авто были не особенно нужны. После завершения Второй мировой войны возобновления производства тоже не случилось. Стране были нужны совсем другие машины.

В 1960 году на сцене снова появляется Daimler, точнее теперь уже концерн Daimler-Benz, который выкупил компанию Maybach. Однако вновь это имя в автомобильном мире зазвучит лишь 36 лет спустя.

Новейшая история Maybach

-4

Вернуть бренд к жизни было решено, когда руководство концерна Daimler задумалось об экспансии в премиальный сегмент автомобильного рынка. Чтобы потеснить признанных фаворитов Rolls-Royce и Bentley был необходим особенный автомобиль. Изначальная идеология марки Maybach и принципы заложенные Вильгельмом и его сыном Карлом подходили для этого как нельзя лучше.

В 2002 году свет увидел Maybach 57. Индекс модели означает ее примерную длину в дециметрах. Автомобиль стал первым для бренда, после почти шести десятков лет забвения. В качестве базы было взято шасси Mercedes-Benz S-klasse. Но в остальном Maybach разрабатывался и производился как самостоятельный автомобиль.

Менеджеры приняли во внимание последнюю идею Карла и сделали сперва машину «для водителя». Предполагалось, что на роскошном седане владелец будет сам ездить за рулем. Конструктивно 57-й был намеренно сделан не очень «драйверским». Учитывая немалую стоимость и соответствующий статус владельца на таком авто перемещаться нужно степенно и с комфортом.

-5

На основе первой модели была выпущена более просторная версия «для пассажира» — Maybach 62. Удлиненный вариант стал основой для роскошного лимузина с откидывающейся крышей  Maybach Landaulet и бронированного Maybach Guard. Все модификации выпускались до 2012 года.

При производстве автомобилей Maybach применялась ручная сборка. Все автомобили делались с учетом индивидуальных требований заказчика. Требования к надежности и качеству всех узлов и агрегатов были максимально жесткими.

К сожалению, угнаться за конкурентами, которые каждый год представляли новые модели и внедряли всевозможные «фишки», шикарный, но немного архаичный Maybach не смог. Из-за убыточности проекта в 2011 году руководство концерна Daimler приняло решение свернуть производство, закрыть подразделение и сосредоточится на продвижении Mercedes S-klasse.

Птица Феникс

-6

Но и в этот раз «Майбаху» суждено было возродится подобно птице Феникс из пепла. Недаром Вильгельм именно так назвал свой первый успешный двигатель.

В 2015 году концерн Daimler AG объявил, что самый роскошный Mercedes Benz S-класса получит еще более премиальную версию, которая и будет называться  Mercedes-Maybach.

И пусть Maybach стал из самостоятельной компании суббрендом, эти автомобили собираются исключительно в Германии, специалистами которые проходят особую подготовку. Более того, для каждого поколения строится новая производственная линия. Для Mercedes имя «Майбах» не просто шильдик на задней стойке, говорящий об исключительной роскоши. Это ориентир, знак качества и многолетняя история.

Фото: Daimler